Шкуренко Оксана
Консультация для воспитателей «Азбука дорожных знаков»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для воспитателей :
«Азбука дорожных знаков»
Составила: воспитатель Шкуренко О. Н.
Мичуринск – 2016 г.
Азбука дорожных знаков
«Самое дорогое у человека - это жизнь».- писал Н. А. Островский.
Публикация «Консультация для воспитателей „Азбука дорожных знаков“» размещена в разделах
- Безопасность, ОБЖ. Консультации для родителей
- Дорожные знаки
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- Темочки
А жизнь ребенка вдвойне дорога, потому что он еще только делает первые шаги в сложном мире. И от того, донесем ли мы, взрослые, до сознания ребенка необходимые знания о безопасности, будет зависеть его жизнь.
Скорость движения, плотность транспортных потоков на улицах и дорогах современных городов быстро возрастают и будут в дальнейшем прогрессировать. Поэтому обеспечение безопасности движения становится все более важной государственной задачей. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России от 23.11.2009 №655) установили 10 образовательных областей, одна из которых «Безопасность».
Одна из задач - это передача детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства.
Таким образом, обучение детей правилам безопасности дорожного движения по-прежнему остается одной из важнейших задач дошкольного образования.
Дорожный знак — техническое средство безопасности дорожного движения, стандартизированный графический рисунок, устанавливаемый у дороги для сообщения определённой информации участникам дорожного движения.
История
Первые дорожные указатели появились практически одновременно с возникновением дорог. Для обозначения маршрута первобытные путешественники надламывали сучья и делали метки на коре деревьев, устанавливали вдоль дорог камни определённой формы. После возникновения письменности на камнях стали делать надписи, обычно писали название населённого пункта, в который ведёт дорога. Первая в мире система дорожных указателей возникла в Древнем Риме в III в. до н. э. Вдоль важнейших дорог римляне ставили мильные столбы цилиндрической формы с высеченным на них расстоянием от Римского форума. Эта система позднее получила широкое распространение во многих странах. Не стала исключением и Россия – в XVI в. по указанию царя Фёдора Ивановича на дороге, ведущей из Москвы в царское имение Коломенское, были установлены верстовые столбы высотой около 4 м с орлами наверху.
Однако их повсеместное распространение началось значительно позже, со времён Петра I, повелевшего своим указом «ставить верстовые столбы крашенные и подписанные цифрами, ставить по верстам на перекрёстках руки с надписанием, куда которая лежит». Довольно быстро верстовые столбы появились на всех основных дорогах государства.
Со временем эта традиция постоянно совершенствовалась. Уже в XVIII в. на столбах стали указывать расстояние, название местности и границы владений. Верстовые столбы стали красить в чёрные и белые полоски, обеспечивавшие лучшую их видимость в любое время суток.
Появление на дорогах первых самодвижущихся экипажей потребовало коренных изменений организации дорожного движения. Как бы несовершенны ни были первые автомобили, но они двигались гораздо быстрее конных экипажей. Водитель автомобиля должен был реагировать быстрее на возникающую опасность, чем кучер.
Аварии, случавшиеся с автомобилями, были не столь часты, но зато имели большой резонанс в общественном мнении ввиду своей уникальности. А на общественное мнение необходимо реагировать.
Сочетание вышеперечисленных условий привело к тому, что в 1903 году на улицах Парижа появились первые дорожные знаки : на чёрном или синем фоне квадратных вывесок белой краской были нарисованы символы – «Крутой спуск», «Опасный поворот», «Неровная дорога».
Стремительное развитие автомобильного транспорта ставило перед каждой страной одни и те же задачи: как улучшить организацию движения и безопасность проезда. Для решения этих вопросов представители европейских стран собрались в 1909 г. в Париже на конференцию по автомобильному движению, на которой была разработана и принята «Международная конвенция относительно передвижения автомобилей», регламентирующая основные принципы дорожного движения и требования к автомобилю.
Дорожные знаки для детей.
На сегодняшний день одними из самых серьёзных дорожно-транспортных происшествий, являются происшествия с участием пешеходов. Ведь подобные дорожно-транспортные происшествия без ущерба для здоровья не проходят.
Не секрет, что человек гораздо более уязвим по сравнению с «железным конем».
Согласно статистическим данным, аварии с участием пешеходов ежемесячно уносят десятки жизней. Но вот вопрос, сколько ещё людей должно погибнуть для того, чтобы мы, наконец, начали следовать Правилам дорожного движения, стали внимательнее относиться друг к другу на дороге? Безусловно, мы не в силах изменить «вчера», но ещё можем изменить «завтра»… И быть может, если задуматься об этом уже сегодня, то в следующий раз, выходя на дорогу, мы будем более внимательны по отношению к себе и окружающим.
Ребенок 3-5лет (а часто и старше) не осознаё т опасности: для него транспорт – приятное средство передвижения, а не источник угрозы.
Анализ 600 ДТП, в которых пострадали дети, показал, что 80% из них произошли в радиусе одного километра от их дома, т. е. в тех местах, где ребята должны были бы хорошо знать условия движения транспорта, места пешеходных переходов, установки светофоров, заведомо опасные участки.
Ребенка интересует улица и все на ней происходящее. И часто, увлеченный чем-либо необычным, он попадает на улице в опасные ситуации, особенно в летний период. Вот почему уже в дошкольном возрасте необходимо учить детей ориентироваться в ближайшем окружении. Это тем более важно знать будущему школьнику, так как ему приходится преодолевать путь от дома в школу и обратно.
Детям трудно самостоятельно познать азбуку дорожного движения, разобраться в смене сигналов светофора, понять их смысл. Это заставило своевременно начать обучение детей правилам поведения на улице. Соблюдение правил – это результат воспитанности.
Исследования психологов показывает, что у детей наблюдается разрыв в теоретических знаниях и практическом их применении. Осознанное применение правил дорожного движения невозможно, если дети не умеют различать и называть (в зависимости от возраста) левую, правую сторону, середину. Правила дорожного движения требуют от ребенка ориентировки в пространстве и правильно реагировать на изменения окружающей обстановки.
Уже в возрасте двух с половиной – трех лет важно начать объяснять, показывать и главное самим взрослым неукоснительно соблюдать правила дорожного движения, дабы не подавать дурной пример в первую очередь. У маленьких детей очень хорошая память и стремление все знать, этим и воспользуемся, ведь главное – дорожная азбука – это гарант нашей жизни!
Чтобы не случилось беды, каждый из участников дорожного движения должен соблюдать специальные правила. Помогают нам в этом дорожные знаки. Они предупреждают об опасности, запрещают, разрешают, информируют. Знаки различаются не только изображением, но и размером, формой, цветом.
Познакомьте своего ребенка с дорожными знаками, которые созданы для него и его друзей.
Информационно-указательные знаки бывают квадратными или прямоугольными, но обязательно синего цвета или зеленого. Они указывают на места стоянки автомобилей, на наличие пешеходного перехода или на остановку общественного транспорта. (Информационно-указательные знаки вводят или отменяют определенные режимы движения, а также информируют о расположении населенных пунктов и других объектов. 5.16.1, 5.16.2. "Пешеходный переход". При отсутствии на переходе разметки 1.14.1 и 1.14.2 знак 5.16.2 устанавливается справа от дороги на ближней границе перехода, а знак 5.16.1 - слева от дороги на дальней границе перехода. 5.17.1, 5.17.2. "Подземный пешеходный переход". 5.17.3, 5.17.4. "Надземный пешеходный переход).
Предупреждающие знаки - это треугольники белого цвета с красной каемкой. Они предупреждают водителей, на что обратить внимание на этом участке дороги : на дорожные работы или на близость школы или детского сада. (1.20. "Пешеходный переход". 1.21. "Дети". Участок дороги вблизи детского учреждения (школы, оздоровительного лагеря и тому подобного, на проезжей части которого возможно появление детей. 1.22. "Пересечение с велосипедной дорожкой").
Запрещающие знаки – самые строгие среди дорожных знаков. Они вводят разные запреты и ограничения. У них круглая форма и бросающийся в глаза красный фон или красная кайма. (Запрещающие знаки вводят или отменяют определенные ограничения движения. 3.10. "Движение пешеходов запрещено").
Предписывающие знаки представляют собой круг синего цвета с изображением. (4.6 "Пешеходная дорожка". Разрешается движение только пешеходам. 4.5. "Велосипедная дорожка". Разрешается движение только на велосипедах и мопедах. По велосипедной дорожке могут двигаться также пешеходы (при отсутствии тротуара или пешеходной дорожки).
Знаки сервиса – это знак прямоугольной формы, синего цвета, а на белом квадрате указывается вид услуги. (Пункт первой медицинской помощи. Больница. Гостиница.)
Существующая система дорожных знаков спроектирована для взрослых, но совершенно не приспособлена для детей, хотя бы по той простой причине, что дорожный знак размещен высоко от уровня роста ребенка, получается, что внимание детей находится вне его зоны. В условиях городской среды даже водители во время движения теряются в потоке окружающей информации из-за огромного количества рекламных щитов, растяжек, становится сложно следить за дорожными знаками и указателями, а детям-пешеходам особенно тяжело ориентироваться в таких условиях.
Дорожные знаки – это стандартизированные графические рисунки, передающие определенную информацию участникам дорожного движения, но они общие для водителей и пешеходов. В настоящее время нет проекта информационной системы знаков конкретно для пешеходов и детей. Для водителей количество дорожных знаков достаточно, и все знаки им понятны.
Пешеход – это тоже участник дорожного движения, который должен ориентироваться на дороге по дорожным знакам, но знаков ему недостаточно, и для пешеходов нужна система графически другая, отличная от графической системы дорожных знаков (рис. 1).
Рис. 1.
С изменением общественного ритма жизни изменилась инфраструктура городов, сейчас города насыщены большим количеством информации, многоцветием рекламных плакатов, стендов, салонов городского транспорта, вывесок универмагов. Но в современных условиях города человеку не хватает главного – необходимой практической информации, поэтому именно информационных знаков должно быть достаточно!
В городской среде дети ежедневно видят транспорт, дорожные знаки, светофоры, но они должны осознавать смысл того, что их окружает. В период дошкольного и младшего школьного возраста важно помочь ребенку правильно научиться понимать окружающий мир.
Для избежания аварийных ситуаций на дороге, в первую очередь, нужно воспитывать пешеходов с младшего возраста, поэтому детям на помощь придет система информационного ориентирования. По мнению автора, это будет переход на новый, инновационный уровень по облегчению и безопасности жизни детей и может стать общественно важным элементом в городской среде.
Графическая система в виде пиктограмм, разработанная специально для детей, привлечет непосредственно внимание детей, им легко запомнятся зрительные образы, которые воспринимаются быстрее надписей (рис. 2).
"Светофорное
регулирование" "Игровая площадка" "Железная дорога" "Метро"
Рис. 2. Примеры графического решения знаков для детей
Информационное ориентирование для детей – это проект графического дизайна, учитывающий детское восприятие мира, обращенный к детям, поэтому важными требованиями в создании новой системы станет использование определенного цвета, гарнитуры шрифта, его начертания и размер самого знака. Важны вопросы узнаваемости знака с расстояния, выбор цветового решения, и итог восприятия будет зависеть от визуального исполнения. Знак должен «охватывать» широкий диапазон для поля зрения, например, знак может быть выполнен с обеих сторон и учитывать особенности местности, выделяться среди отвлекающей внимание городской среды.