Хоробрых Наталья
Консультация для воспитателей «Актуальность сенсорного развития ребенка в условиях инклюзивной практики»
▼ Скачать + Заказать документы
Сенсомоторное развитие дошкольника – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и развитие моторной сферы.
Сенсомоторное развитие – фундамент общего умственного развития ребенка. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие его формы – запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия, т. е. являются результатом их переработки. Следовательно, нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.
Темочки:
- Инклюзивное образование
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие детей. Консультации
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
Инклюзивное дошкольное образование подразумевает совместное обучение в ДОУ здоровых детей и детей с особенными потребностями. По ФГОС (Федеральному государственному образовательному стандарту) такое образование теперь является обязательной частью системы в Российской Федерации. Суть этого подхода заключается в следовании пути объединения. Это значит, что «особенных» детей не отделяют от остального общества, удерживая дома под присмотром родителей или отправляя в специальные заведения. Скорее, создаются такие заведения, в которых могут находиться одновременно и обычные дети, и дети с инвалидностью, чтобы все они могли учиться жить общей полноценной жизнью.
Однако, не все дети, имеющие нарушения в развитии, способны успешно интегрироваться в среду здоровых сверстников. В связи с этим, проблема воспитания и обучения детей с ОВЗ требует особенно гибкого и деликатного подхода.
К группе детей с ОВЗ мы относим тех, чье состояние здоровья препятствует освоению ими всех или некоторых разделов образовательной программы вне специальных условий воспитания и обучения. Выраженность таких отклонений может быть различна:
Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Первичным нарушением являются двигательные расстройства, вследствие органического поражения двигательных центров коры головного мозга. Чаще всего это дети с детским церебральным параличом разной степени выраженности.
Дети с задержкой психического развития. Их характеризует замедленный темп формирования высших психических функций, вследствие слабовыраженных органических поражений центральной нервной системы (ЦНС). Задержка психического развития чаще всего относится к «пограничной» форме дизонтогенеза и выражается в замедленном темпе созревания различных психических функций.
Дети со сложной структурой дефекта. «Сложный дефект» - сочетание двух или более числа нарушений в системах организма, что обуславливает существенное своеобразие их психофизического развития» (Г. П. Бертынь). Дети со сложной структурой дефекта - это такая категория детей, которые наряду с общим для всех них состоянием - интеллектуальная недостаточность, опорно-двигательные нарушения, слепота, глухота - имеют одно или несколько системных нарушений.
Дети с ранним детским аутизмом. Для психического развития при РДА свойственна неравномерность. Повышенные способности в отдельных ограниченных областях, таких, как музыка, математика, живопись, могут сочетаться с глубоким нарушением обычных жизненных умений и навыков. Одним из главных патогенных факторов, обусловливающих развитие личности по аутистическому типу, является снижение общего жизненного тонуса. Это проявляется прежде всего в ситуациях, требующих активного, избирательного поведения.
Дети с синдромом Дауна. Самая распространенная из всех известных на сегодняшний день форма хромосомной патологии. Характерной особенностью ребёнка с синдромом Дауна, является замедленное развитие.
Дети с синдромом Дауна проходят те же этапы развития, что и обычные дети. Общие принципы обучения разработаны на основе современных представлений о развитии детей дошкольного возраста с учетом специфических особенностей, присущих детям с синдромом Дауна. К ним относятся:
1. Медленное формирование понятий и становление навыков:
• cнижение темпа восприятия и замедленное формирование ответа;
• необходимость большого количества повторений для усвоения материала;
• низкий уровень обобщения материала;
• утрата тех навыков, которые оказываются недостаточно востребованными.
2. Низкая способность оперировать несколькими понятиями одновременно, с чем связаны:
• трудности, возникающие у ребенка, когда ему необходимо объединить новую информацию с уже изученным материалом;
• сложности с перенесением усвоенных навыков из одной ситуации в другую. Замена гибкого поведения, учитывающего обстоятельства, паттернами, т. е. однотипными, заученными многократно повторяемыми действиями;
• трудности при выполнении заданий, требующих оперирования несколькими признаками предмета, или выполнения цепочки действий;
• нарушения целеполагания и планирования действий.
3. Неравномерность развития ребенка в различных сферах (двигательной, речевой, социально-эмоциональной) и тесная связь когнитивного развития с развитием других сфер.
4. Особенностью предметно-практического мышления, характерного для этого возраста, является необходимость использования нескольких анализаторов одновременно для создания целостного образа (зрение, слух, тактильная чувствительность, проприоцепция). Наилучшие результаты дает зрительно-телесный анализ, т. е. лучшим объяснением для ребенка оказывается действие, которое он выполняет, подражая взрослому или вместе с ним.
5. Нарушение сенсорного восприятия, что бывает связано со сниженной чувствительностью и часто встречающимися нарушениями зрения и слуха.
6. Дети с синдромом Дауна обладают различным исходным уровнем, и темпы их развития также могут существенно различаться. В основу программы когнитивного развития легли : предметность мышления дошкольников, необходимость использовать их чувственный опыт, опора на наглядно-действенное мышление как базу для дальнейшего перехода к наглядно-образному и логическому мышлению, использование собственной мотивации ребенка, обучение в игровой форме, а также возможность индивидуального подхода к каждому ребенку, учитывающего его особенности, предпочтения и скорость обучения.
Дети с синдромом Дауна имеют недостатки развития речи (как в произношении звуков, так и в правильности грамматических конструкций). Отставание в развитии речи вызвано комбинацией факторов, из которых часть обусловлена проблемами в восприятии речи и в развитии познавательных навыков. Любое отставание в восприятии и использовании речи может привести к задержке интеллектуального развития.
Общие черты отставания в развитии речи :
• меньший словарный запас, приводящий к менее широким знаниям;
• пробелы в освоении грамматических конструкций;
• способность скорее осваивать новые слова, чем грамматические правила;
• большие, чем обычно, проблемы в изучении и использовании общепринятой речи;
• трудности в понимании заданий.
Глубокое недоразвитие речи этих детей (выраженные повреждения артикуляционного аппарат, заикание) часто маскирует истинное состояние их мышления, создает впечатление более низких познавательных способностей. Однако при выполнении невербальных заданий (классификация предметов, счетные операции и пр.) некоторые дети с синдромом Дауна могут показывать те же результаты, что и другие воспитанники. В формировании способности к рассуждению и выстраиванию доказательств дети с синдромом Дауна испытывают значительные затруднения. Дети труднее переносят навыки и знания из одной ситуации на другую.
Дети с синдромом Дауна характеризуются гипомнезией (уменьшенный объём памяти, им требуется больше времени для изучения и освоения новых навыков, и для заучивания и запоминания нового материала. Для них характерна неустойчивость активного внимания, повышенная утомляемость и истощаемость, короткий период концентрации внимания, дети легко отвлекаются, истощаются.
Вышеперечисленные возрастные и индивидуальные особенности детей с ОВЗ доказывают актуальность их сенсорного развития. Стоит обратить внимание, что родители часто бывают не готовы к принятию у ребенка проблем в развитии. Поэтому необходимо проводить целенаправленные консультации, беседы с родителями воспитанников и пояснять преимущества их совместного обучения и воспитания. Так же объяснять родителям, что общение, которое происходит между детьми идет на пользу и тем и другим: дети с ОВЗ получают бесценное развитие и общение, а здоровые дети с детства понимают, что не все одинаковые и есть люди более слабые, к которым нужен особенный подход.
Одним из важнейших условий психологопедагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования является сенсорная комната или сенсорный уголок. Большое внимание стоит уделить созданию развивающей предметно-пространственной среды в группе. В идеале, такая среда должна сама выполнять воспитательно-образовательную и коррекционно-развивающую функции. Можно использовать большое количество природных материалов (к примеру, массажные ванночки для рук, которые наполнены фасолью и горохом или сделать игрушки, наполненные крупой).
Во время дневных активностей интересно и полезно будет использовать бумагу для развития пальцев рук – ее можно мять, разглаживать, рвать или резать. Все эти действия положительно влияют на нервную систему, успокаивают детей и имеют терапевтический характер.
Рекомендую использовать в своей практике и нестандартные техники (рисование пальчиками, кляксами, отпечатками кусочка поролона или ладошки). Такие действия поднимают ребенку настроение, увеличивают степень вовлеченности в деятельность. Использование в коррекционной работе нетрадиционных методов и приемов позволяет увеличить темп и преодолеть многие отклонения в сенсорном развитии детей. Кроме того, большинство подобных методов нацелены на то, чтобы ребенок получал необходимые навыки в процессе игры, т. е. своего любимого занятия. Это способствует динамичному развитию личности, более легкому овладению новыми навыками и выводит сенсомоторные качества ребенка на новый уровень.
) Помните, что для детей очень важна демонстрация их достижений. Выставка работ является одним из важнейших средств поощрения и развития детей. Для этой цели так же используют совместные с родителями активности (праздники, игры и пр.)