Светлана Чернышева
Нетрадиционные формы организации общения педагогов и родителей. Консультация для воспитателей
▼ Скачать + Заказать документы
Нетрадиционные формы организации общения педагогов и родителей
Автор: Чернышева Светлана Александровна
Должность: воспитатель
МБДОУ детский сад комбинированного вида «Золушка» г. Тамбова
Публикация «Нетрадиционные формы организации общения педагогов и родителей, Консультация для воспитателей» размещена в разделах
Содержание работы с родителями реализуется через разнообразные формы. Главное - донести до родителей знания. Существуют традиционные и нетрадиционные формы общения педагога с родителями дошкольников, суть которых - обогатить их педагогическими знаниями. Традиционные формы подразделяются на коллективные, индивидуальные и наглядно- информационные.
Но сегодня хотелось бы поговорить о нетрадиционных формах организации общения педагогов с родителями, т. к. в настоящее время именно нетрадиционные формы общения пользуются особой популярностью как у педагогов, так и у родителей.
Нетрадиционные формы построены по типу телевизионных и развлекательных программ, игр и направлены на установление нормальных контактов с родителями, привлечения их внимания к детскому саду. Родители лучше узнают своего ребенка, поскольку видят его в другой, новой для себя обстановке, сблизятся с педагогами.
В настоящее время практикой накоплено многообразие нетрадиционных форм, но они еще не достаточно изучены и обобщены. Вашему вниманию предлагается схема, где выделяются следующие нетрадиционные формы : информационно-аналитические (хотя они по сути приближены к методам изучения семьи, досуговые, познавательные, наглядно-информационные.
Рассмотрим каждую из предложенных групп подробнее.
Основной задачей информационно-аналитических форм организации общения с родителями являются сбор, обработка и использование данных о семье каждого воспитанника, общекультурном уровне его родителей, наличие у них необходимых педагогических знаний, отношение в семье к ребенку, запросах, интересах, потребностях родителей в психолого-педагогической информации. Только на аналитической основе возможно осуществление индивидуального, личностно-ориентированного подхода к ребенку в условиях дошкольного учреждения, повышении эффективности воспитательно-образовательной работы с детьми и построения грамотного общения с родителями.
Досуговые формы организации общения призваны устанавливать теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми. К данной группе форм относится проведение в группах таких совместных праздников и досугов, как «Встреча Нового года», «Рождественские забавы», «Масленица», «Праздник мам», «Лучший папа», «Папа, мама, я - вместе дружная семья» и другие. Такие вечера помогают создать эмоциональный комфорт в группе, сблизить участников педагогического процесса. Родители могут проявить смекалку и фантазию в различных конкурсах. Использование досуговых форм способствует тому, что, благодаря, установлению позитивной эмоциональной атмосферы родители становятся более активными для общения, в дальнейшем педагогам проще налаживать с ними контакты, предоставлять педагогическую информацию.
Родители на праздниках могут читать стихотворения, петь песни, играть на музыкальных инструментах и рассказывать интересные истории. Эффективная форма общения, помогающая налаживанию доброжелательных неформальных отношений - организация педагогом разнообразных конкурсов. Досуговые формы сотрудничества с семьей могут быть эффективными только, если воспитатели уделяют достаточное внимание педагогическому содержанию мероприятия. Установление неформальных доверительных отношений с родителями не является основной целью общения.
Познавательные формы организации общения педагогов с семьей предназначены для ознакомления родителей с особенностями возрастного и психологического развития детей, рациональными методами и приемами воспитания для формирования у родителей практических навыков.
Основная роль продолжает принадлежать таким коллективным формам общения как собрания, групповые консультации и другие. Данные формы использовались и ранее, однако, сегодня изменились принципы, на основе которых строится общение педагогов и родителей. К ним относится общение на основе диалога, открытости, искренность в общении, отказ от критики и оценки партнера по общению. Поэтому данные формы рассматриваются как нетрадиционные. Например, это может быть проведение родительских собраний по мотивам известных телевизионных игр: «КВН», «Поле чудес», «Что? Где? Когда?», «Устами младенца» и др. неформальный подход в организации и проведению этих форм общения ставит воспитателей перед необходимостью использования разнообразных методов активации родителей.
Все чаще в детском саду проводятся так называемые «Устные журналы», которые состоят из 3-6 рубрик, по длительности каждая занимает от 5 до 10 минут, общая продолжительность составляет не более 40 минут. Небольшая временная продолжительность имеет немаловажное значение, поскольку, часто родители бывают ограничены во времени в силу различных объективных и субъективных причин. Каждая страница журнала - это устное сообщение, которое может быть проиллюстрировано дидактическими пособиями, прослушиванием магнитофонных записей, выставками рисунков, поделок, книг. Родителям заранее предлагается литература для ознакомления с проблемой, практические задания, вопросы для обсуждения. Примерные темы устных журналов: «У порога школы», «Этика семейных отношений», «Влияние природы на духовное развитие ребенка» и др. Важно, чтобы темы были интересны для родителей, отвечали их нуждам и помогали решить наиболее важные вопросы воспитания детей.
Наглядно-информационные формы организации общения педагогов и родителей решают задачи ознакомления родителей с условиями, содержанием и методами воспитания детей в условиях дошкольного учреждения, позволяют правильно оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы домашнего воспитания, объективнее увидеть деятельность воспитателя.
Наглядно-информационные формы условно разделены на 2 подгруппы. Задачами одной из них - информационно-ознакомительной является ознакомление родителей с самим дошкольным учреждением, особенностями его работы, с педагогами, занимающимися воспитанием детей и преодоление поверхностных мнений о работе учреждения. Задачи другой группы - информационно-просветительской близки к задачам познавательных форм и направлены на обогащение знаний родителей об особенностях развития и воспитания детей. Их специфика заключается в том, что общение педагогов с родителями здесь не прямое, а опосредованное - через газеты, организацию выставок и т. п.
Очень приятно отметить, что педагоги нашего учреждения давно используют в своей работе нетрадиционные методы общения с родителями. Например, в нашей группе проводились родительские собрания в виде педагогической игры по привитию детям любви и художественной литературе, конкурс «Приготовление блюда из осеннего урожая» к дню осени и конкурс на лучшее сладкое блюдо, приготовленное ребенком вместе со своей мамой ко Дню матери, регулярно проводятся праздники с участием родителей, выставки совместных работ детей и родителей, родители принимают активное участие в субботниках по уборке территории, в работе родительского клуба «Шаг навстречу», который практикует психолог Рязанова О. В., а также в широко распространенном в нашем учреждении мероприятии «Дни открытых дверей». Большой интерес вызывает у наших родителей «Дневник моей жизни», который мы ведем в своей группе с детьми и используем как дополнительный материал при изучении семьи ребенка, ее устоев и внутрисемейных взаимоотношений. Все эти нетрадиционные формы работы, которые мы используем, дают воспитателям возможность повысить свою психолого-педагогическую культуру, а значит изменить свои взгляды на воспитание ребенка в условиях семьи.
Список использованной литературы:
1. Т. Ю. Баракова. Работа с родителями //Начальная школа, -№5 -1994-с. 69-71
2. Карпенко И. А. Петровский В. А. Контакт между воспитателем и родителями как условие преемственности между детским садом и школой: Преемственность между детским садиком и школой в формировании личности ребенка дошкольного и младшего школьного возраста. –Лиепас, 1986
3. В. Н. Кондратюк. Изучение методов семейного воспитания. // Начальная школа, - №1-1993 – с. 70-72
4. А. С. Макаренко. Избранные педагогические сочинения, кн. 1 изд-во АПН РСФСР, 1949, с. 145