Елена Троян
Консультация для воспитателей
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация на тему : " Игра - детская школа нравственности"
Жалобы от играющих дошкольников слышит каждый педагог ежедневно. Заботливый педагог тут же приходит на помощь, вместе с детьми принимает правильное решение. Ребенок, который только что жаловался, удовлетворен. Через минуту от другой играющей группы педагог вновь слышит те же жалобы. Опять приходит на помощь воспитатель, старается объективно разобраться, учит, как надо поступать, чтобы никому не было обидно. Но если жалобы не поступают, это не означает, что нарушений нет. Просто в данный момент о них либо не говорят, либо их не замечают.
Публикация «Консультация для воспитателей» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2012
Вот и получается, что ведем мы воспитательные беседы с детьми только тогда, когда возникает в этом необходимость. Наша реакция направлена на устранение следствия- уже возникшего конфликта, а не на его предупреждение. Об этом явлении говорил А. С. Макаренко: «Вопросы воспитания всплывают обычно на поверхность только при каких- нибудь досадных происшествиях…Если же происшествий нет….о проблемах воспитания не вспоминают». Отсюда следует, что воспитывать доброжелательное общение детей в играх надо не тогда, когда разгораются споры между детьми, а заранее, как бы предотвращая возможность появления этих споров.
Известно, что некоторые дети, играя, часто делают нарушения, другие же перенимают такой опыт общения, считая его единственно возможным в достижении своих целей.
Но как же уберечь детей от негативного влияния нарушителей правил поведения, а агрессивных ребят заставить изменить свои действия? Одними увещеваниями и воспитательными беседами справедливости в отношениях детей достичь трудно. Нужно сделать нарушителей порядка активными помощниками педагога, особенно в играх, научить их соблюдать правила, видеть те нарушения, которые допускаются другими детьми, составлять на этой основе мнение о поступках сверстников и таким образом влиять сообща на поведение каждого члена группы.
Исследователи детских взаимоотношений (Л. В. Артемова, Л. Г. Лысюк, С. Н. Карпова, В. Г. Нечаева и др.)отмечают, что наиболее часто ссоры возникают из – за распределения ролей, игрушек, выбора темы игры, ее сюжета, нарушения общепринятых норм поведения в процессе игры, неумение разобраться в возникших конфликтах самостоятельно. Эти авторы используют правила, чтобы помочь ребенку освоить нравственные нормы общения. Научить видеть, анализировать соблюдение и нарушение норм в игре означает научить давать адекватную оценку поступкам окружающих. Исследователи учили ребят использовать правила как ориентиры для формирования мнения детей о поведении каждого сверстника. Теперь дети сами могли оценивать отрицательные поступки товарищей, их последствия для себя. Опираясь на то, как соблюдает правила взаимоотношений в играх, дети составляли самостоятельно мнение о других ребятах. Кому захочется играть с несправедливым товарищем? Лучше взять в партнеры для игры того, кто доброжелателен – эти качества ребята научились оценивать. Так складывались новые игровые группы, где справедливость становилась нормой отношений.
Учитывая, что хорошие и плохие поступки видны со стороны, необходимо составлять рассказы об играх в детском саду, где необходимо ярко показать ситуации нарушения нравственных норм. В тоже время не нужно приводить в рассказах примеры поведения конкретных ребят, которые обижали товарищей. Кроме того рассказ дает образец для подражания положительным поступкам буквально в сегодняшней игре, ведь многие эти проблемы возникнут тут же, только ребята начнут играть. В игре дети упражняются, закрепляют правила, с которыми только что познакомились, как их выполняют другие дети.
На этапе усвоения правил воспитателю необходимо участвовать в играх детей, помогать руководствоваться правилами. После игр необходимо делать анализ: как играли, кто правильно поступал, а кто был похож на отрицательных героев, с кем приятно играть, а с кем выходят только ссоры. Помочь детям выявить причины, почему это происходит.
Усваивая правила, дети часто жалуются о нарушении правил товарищами. Не нужно считать это ябедничеством. Жалобы детей говорят о том, что они запомнили правила, а кто-то их нарушает. ВНИМАТЕЛЬНО ОТНОСИТЕСЬ К ТАКИМ СООБЩЕНИЯМ, ИСПОЛЬЗУЙТЕ ИХ ДЛЯ БЕСЕД О ПОВЕДЕНИИ СВЕРСТНИКОВ.
Используемая литература: "Дошкольное воспитание" 1989-1991г. номера к сожалению не помню.