Альбина Адигаровна Деревскова
Консультация для воспитателей «Профилактика речевых нарушений у дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Профилактика речевых нарушений у дошкольников.
Современные требования ФГОС к программам начального обучения стали
очень высоки. В связи с этим перед детскими дошкольными учреждениями,
как первой ступенью общего образования, ставится задача сформировать
общую готовность детей к школе. Важной стороной, которой, является
именно речевая готовность, которая включает в себя, в том числе,
произносительную сторону речи.
Одним из самых распространенных речевых нарушений в обычных группах
является фонетико – фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) — это
Публикация «Консультация для воспитателей „Профилактика речевых нарушений у дошкольников“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Педагогическая находка» январь 2024
нарушение процесса формирования произносительной системы родного
языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов
восприятия фонем. И такие дети есть у нас практически во всех обычных
группах.
В целях профилактики речевых нарушений, перед воспитателями стоят
такие задачи:
1. Создание речевого уголка.
2. Постоянное совершенствование артикуляционной, мелкой и общей
моторики.
3. Развитие правильного речевого дыхания.
4. Развитие фонематических представлений.
5. Упражнения в правильном употреблении сформированных
грамматических категорий.
6. Формирование связной речи.
Особенности организации развивающей предметно – пространственной
среды в группе для детей с особыми образовательными потребностями.
Формирование правильной речи, развитие познавательной деятельности,
эмоционально – волевой сферы у детей с речевыми нарушениями,многокомпонентный по структуре процесс. На развитие ребенка с фонетико
– фонематическими нарушениями большое влияние оказывает предметно –
пространственная развивающая среда. Поэтому, в детском саду, даже в
обычных группах, целесообразно создать коррекционные уголки,
наполняемость, которых должна осуществляться по разделам:
– артикуляционная гимнастика. Картинки к артикуляционным
упражнениям, комплексы упражнений для артикуляции в картинках-
таблицах. Это можно изготовить самостоятельно, а описание взять из
методической литературы. Например: Т. А. Куликовская «Артикуляционная
гимнастика в стихах и картинках», «Артикуляционная гимнастика в
считалках», В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко «Артикуляционная,
пальчиковая гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения»; Н. В.
Нищева «Веселая артикуляционная гимнастика».
Воспитатель должен хорошо знать основные движения органов
артикуляционного аппарата, добиваться четкости, точности, хорошей
переключаемости. Так как основным принципом в логопедической работе с
детьми является принцип повторяемости, что объясняется сниженной
способностью автоматизировать умения, а упражнения, повторяющиеся из
занятия в занятие, быстро надоедают, все упражнения можно объединить в
сказки. Или использовать артикуляционные упражнения в музыке,
различных детских песенках.
Следующий важный раздел, в профилактики речевых нарушений это –
мелкая моторика: волчки, сухой бассейн, шнуровки, мозаика, пазлы,
трафареты для штриховки, внутренней и внешней обводки, карандаши и т.
п. ; и конечно картотеки, например картотека физминуток и пальчиковых
упражнений по Н. В. Нищевой.
Дыхание: вертушки, дудочки, шары для надувания, пузырьки, игры на
воздушную струю и т. п. ;