Тамара Куркан
Консультация для воспитателей «Развитие математических способностей посредством использования счётных палочек Кюизенера»
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие математических способностей посредством использования счётных палочек Кюизенера.
Одна из важнейших задач воспитания маленького ребёнка- развитие его умственных способностей, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют осваивать новое. Каждый дошкольник – это маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя мир. Ребёнок по своей природе исследователь, экспериментатор. Его «почему? Как? Где? Порой ставят в тупик неискушенных взрослых. Удовлетворить естественные потребности детей в познании и изучении окружающего мира, их неуемную любознательность помогут игры - исследования
Темочки:
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Палочки Кюизенера
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Математика по праву занимает большое место в системе дошкольного образования. Особую роль на современном этапе обучения отводится нестандартным дидактическим средствам. Мы в своей работе используем цветные счётные палочки Кюизенера которые представляют собой разноцветные пластмассовые брусочки (призмы) разной длинны. Плоский вариант палочек Кюизенера – полоски можно изготовить самостоятельно из двустороннего картона.
Существует множество наборов с разным количеством счётных палочек
• все палочки разной длины имеют форму прямоугольного параллелепипеда, в основании которого лежит квадрат со стороной равной 1 см. ;
• палочки одного размера окрашены одним цветом; в наборе палочки 10 цветов : белые, розовые, голубые, красные, жёлтые, фиолетовые, чёрные, бордовые, оранжевые и одна коричневая палочка; самую маленькую палочку белого цвета длинной 1 см можно назвать «кубик»
• каждая следующая палочка длиннее предыдущей на 1 см; следовательно, если принять белую палочку за единицу, равную числу 1, каждая палочка по степени увелечения длины имеет значение числа: розовая -2, голубая -3 см
Использование чисел в цвете позволяет развивать у дошкольников представление о числе на основе счёта и измерения. Выделение цвета и длины палочек поможет детям освоить ключевые для их возраста средства познания – сенсорные эталоны и такие способы познания, как сравнение, сопоставление предметов по цвету, длине, ширине, высоте, дети начинают практически выполнять действия сложения, вычитания, умножения, деления сравнения. Кроме этого они осваивают пространственные отношения (слева- направо, левее, вдоль, выше, чем) понятия «между», «каждый», «одна из.», «какой-нибудь», «быть одного и того же цвета», «иметь одинаковую длину», «быть одинакового размера», «разного количественного значения».
От элементарной игры с цветными палочками дети постепенно продвигаются к понятию пространственно- количественных характеристик, которые осваиваются в совместной деятельности ребёнка и взрослого.
Палочки, как дидактическое средство, вполне соответствуют специфике и особенностям математических представлений дошкольников, уровню развития детского мышления.
Занятия с использованием палочек Кюизенера мы проводим в системе, для того чтобы дети не теряли приобретённые навыки. С счётными палочками дети работают как в горизонтальной, так и в вертикальной плоскости. Это даёт возможность упражнять детей в перенесении изображаемой модели из одной плоскости в другую.
Вот пример игры, которую мы проводим с детьми;
Цель: Учить детей отбирать полоски нужного цвета и числового значения по словесному указанию взрослого;
Задачи:
Образовательные:
учить детей понимать поставленную задачу и решать её самостоятельно;
формировать у детей навык самоконтроля и самооценки;
Закрепить у детей понятие «который по счёту»;
учить детей ориентироваться в пространстве:
учить составлять число из двух меньших.
Развивающие : развивать зрительный глазомер; мелкую моторику
Воспитательные :
Воспитывать активность и самостоятельность в познавательной деятельности
Целевая группа: дети старшего дошкольного возраста.
Продолжительность педагогического мероприятия: до 25 минут.
Форма деятельности: подгрупповая.
Используемые методы и приемы : словесные (диалог, инструктаж, словесная установка, задание, практические (работа с палочками и схемами выполнение заданий, наглядные (дидактический, демонстрационный и раздаточный материал, стимулирования и мотивации к деятельности (одобрение, похвала, поощрение, мотивирование, саморефлексии, прием обратной связи
Приемы организации детей в деятельности: индивидуальное выполнение заданий,, в подгруппе.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие,
Сценарный план педагогического мероприятия:
Ребята, вы любите путешествовать? Я предлагаю отгадать, на чём мы отправимся в путешествие сегодня.
«В поле лестница лежит,
Дом по лестнице бежит (Поезд)»
Как вы догадались, что это поезд?
Ну, что же, вы хотите отправится в путеществие на поезде, но прежде чем попасть на перрон, нам нужно пройти по мосту, для этого нам нужно построить лестницу. Послушайте пожалуйста стихотворение, оно нам поможет правильно построить лестницу.
Цифра один как первый снежок,
2- самый красивый цветок,
3 – небосвод над головой,
4- флажок, а по цвету, какой?
5- разукрашена как одуванчик
6- фиалка в нашем стаканчике.
Цифра семь темна, как сажа,
8-цвет вишенки вкусной и спелой,
9 – как колокольчик нежный,
10- как апельсин полезный.
Мы с вами поднялись вверх, прошли по мосту, теперь нам нужно опуститься по лестнице вниз. Мы с вами попали на перрон, давайте приготовим наши поезда. Составьте поезд из палочек вагонов от самой короткой до самой длинной. Составили? Поехали.
• Сколько всего вагонов у поезда?
• Каким по порядку стоит голубой вагон?
• Вагон какого цвета четвёртым?
• Какой по порядку вагон стоит между белым и голубым?
• Какого цвета вагон левее жёлтого?
• Какого цвета вагон правее красного?
Мы подъехали к дому. В этом доме живёт цифра 5. Каждый этаж этого дома состоит из разноцветных палочек. Из каких чисел состоит каждый этаж дома?
1. на этажах поселятся цифры, которые меньше пяти
2. Поселятся такие два числа, которые в сумме составят число 5.
3. Поселятся любые два числа.
Расскажите, какими числами вы заселили свой домик.
Ребята, а вы знаете, что город чисел растет, в нём появляются новые домики, улицы. Почему новые домики числа разной высоты? Чем больше число, тем выше его домик, и наоборот. Чем больше число, тем больше вариантов его разложения на меньшие числа. Домики числа вырастают каждый раз на один этаж.
Мы с вами продолжим путешествие. Для этого нам нужно построить новый поезд, который состоит из трё х вагонов: голубого, желтого и розового. При этом жёлтый в середине, а розовый не является первым. В Какой последовательности стоят вагоны? Сколько пассажиров село в поезд на вокзале? Вагоны стоят в цветовой последовательности: голубой, жёлтый, розовый. В первом вагоне едет три пассажира, во втором вагоне едет пять пассажиров. В третьем вагоне едет два пассажира
Подложив под вагон полоску оранжевого цвета, дети приходят к выводу: в поезде едет десять пассажиров.
Ребята вам понравилось путешествие. Нам пора возвращаться в детский сад. Вы были внимательными, сообразительными. настойчивыми и правильно выполнили все задания.
Игры и занятия с палочками доставляют детям интеллектуальное удовольствие, воспитывают у детей настойчивость, целеустремлённость, силу воли: положительно влияют на саморазвитие ребёнка, его самостоятельность, самоорганизацию, самовыражение, самоконтроль.
Список используемой литературы :
1. Комарова Л. Д. Как работать с палочками Кюизенера? Игры и упражнения по обучению детей 5-7 лет математике. Москва: издательство Гном и Д, 2008.
2. Новикова В. П., Тихонова Л. И. «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера» Москва Мозаика-Синтез, 2010г.
3. Носова Е. А., Непомнящая Р. Л. Логика и математика для дошкольников. – СПб, 1996.
4. Панова Е. Н. Дидактические игры-занятия в ДОУ (старший возраст). Выпуск 2; Практическое пособие для воспитателей и методистов : ЧП Лакоценин С. С., 2007.