Юлия Коробова
Консультация для воспитателей «Совместная работа учителя логопеда и воспитателя»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для воспитателей по теме "Совместная работа учителя логопеда и воспитателя.
Для успешной коррекционной работы необходимо:
• Согласовывать действий логопеда, воспитателя и специалиста.
• Воспитатель и специалисты не должны действовать в разрез с тем, что спланировал логопед в процессе коррекционной работы с детьми.
Публикация «Консультация для воспитателей „Совместная работа учителя логопеда и воспитателя“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Консультации логопеда для родителей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
Приоритет на стороне логопеда - он определяет, что необходимо ребенку и какие виды занятий нужны в данный период работы.
• Системность и последовательность в работе, а также правильное понимание воспитателем и специалистом общей проблемы и личная его заинтересованность в осуществлении совместной коррекционной работы.
• Исправление воспитателем произношения поставленных и автоматизированных звуков в потоке речи ребенка.
I ПОЛОВИНА ДНЯ:
Утро: 1) Логопедическая пятиминутка (артикуляционная гимнастика, пальчиковая гимнастика, дыхательные упражнения);
2) Индивидуальная коррекционная работа (подготовка артикуляционного аппарата к постановке звука, автоматизация звуков по заданию логопеда).
НОД: 1) Проведение в начале каждого занятия воспитателя или специалиста ДОУ артикуляционной гимнастики, дыхательных упражнений для выработки правильной воздушной струи.
2) Логопедическое занятие по расписанию (2 занятия в неделю в старшей группе, 3 занятия - в подготовительной) по плану учителя-логопеда.
Прогулка: Подвижные и малоподвижные игры с учетом лексической темы
(Игры «Улиточка, «Лягушка», «Осторожные птицы», «Одуванчики», «Съедобное - несъедобное» и т. п.)
После прогулки и до обеда: Логопедическая пятиминутка (артикуляционная гимнастика, пальчиковая гимнастика, дыхательные упражнения, лексико-грамматические игры и упражнения).
II ПОЛОВИНА ДНЯ:
1. Логопедический (коррекционный) час в виде группового занятия
Продолжительность - 15- 20 минут в средней, старшей группе, 20-30 минут в подготовительной.
Индивидуальная работа по заданию логопеда проводится воспитателем во второй половине дня, после дневного сна. Воспитатель занимается индивидуально с теми детьми, фамилии которых логопед записал в специальной тетради взаимосвязи учителя-логопеда и воспитателя. Такая тетрадь заполняется после индивидуальной работы учителя-логопеда с детьми. Кроме того, логопед передаёт в группу заполненные рабочие тетради тех детей, с которыми он занимался (для повторения дома).
Очень важно, чтобы во время индивидуальной работы воспитателя с ребёнком все остальные дети их не отвлекали, были заняты тихими играми. Лучше всего для этой цели подходят настольные и настольно-печатные игры. А если воспитатель при их распределении учитывает особенности каждого ребёнка, то такая игра одновременно даёт и обучающий эффект. Например, если у ребёнка трудности с мелкой моторикой, - ему следует предложить собрать мозаику или нанизать бусы, если трудности с конструктивной деятельностью - то сложить по образцу разрезанные картинки или специальные кубики и т. п.
Речевые игры с детьми лучше проводить в специально оборудованном логопедическом центре (речевом уголке). Кроме того, здесь же желательно иметь наглядный материал для закрепления произношения звуков сонорных, свистящих и шипящих звуков.
Коррекционная работа вне занятий: во время режимных моментов, самообслуживания, хозяйственно-бытового труда и труда на природе, на прогулке, экскурсии, в играх и развлечениях. Особая значимость этой работы заключается в том, что она предоставляет возможность широкой практики свободного речевого общения детей и закрепления речевых навыков в повседневной жизни и деятельности детей.
Работа воспитателя и учителя-логопеда при исправлении и формировании звукопроизношения различна по формам организации, приёмам, по продолжительности. Она требует различных знаний, умений, навыков.
Кроме того, воспитатель внимательно следит за речью детей и исправляет их ошибки не только во время непосредственно образовательной деятельности, но и на протяжении всех режимных моментов и самостоятельной деятельности дошкольников. Причём, очень важно, чтобы все ошибки детей исправлялись воспитателем корректно. Ни в коем случае не следует повторять ошибки ребенка, высмеивать его, так как это может спровоцировать снижение его речевой активности (вплоть до полного молчания в группе, замкнутости, отрицательного отношения малыша к воспитателю, к обучению в целом). Если же ошибка встречается в обращении к воспитателю, то можно реагировать так: «Ты же можешь правильно сказать, ну-ка попробуй!» или «Я не понимаю тебя. Подумай и скажи правильно».
Теперь об исправлении ошибок во время непосредственно образовательной деятельности. Здесь, во-первых, ограничено время и долгие, пространные выяснения того, как лучше сказать, со стороны воспитателя неуместны. Во-вторых, внимание детей приковано к речи отвечающего и незаметно исправить его ошибки невозможно, да и не нужно. И, в-третьих, непосредственно образовательная деятельность, в отличие от случаев спонтанного неконтролируемого ребёнком общения, должна проходить при максимальной мобилизации внимания отвечающего, с установкой на грамотную, чёткую речь.
В связи со сказанным, ошибки в ходе непосредственно образовательной деятельности должны фиксироваться воспитателем моментально («Неверно», «Неправильно», «Не так сказал»). К исправлению грамматических неточностей привлекаются все дети. Сам же воспитатель исправляет грамматическую ошибку ребёнка только тогда, когда большинство детей не смогли этого сделать.
Ошибки в произношении также следует фиксировать и исправлять по ходу ответа.
Если же ошибка встречается в обращении к воспитателю, то можно реагировать так: «Ты же можешь правильно сказать, ну-ка попробуй!» или «Я не понимаю тебя. Подумай и скажи правильно».
Для того чтобы дети на всех занятиях говорили внятно и с наименьшим количеством фонетических ошибок, воспитатель должен своей очень чёткой, достаточно громкой и не торопливой речью задавать тон. Грамотная речь педагога является образцом для воспитанников.
Процесс нормализации речи и угасание патологического рефлекса возможны только при повышенном внимании ребёнка к речи окружающих и своей собственной. Естественно, что такая работа требует от воспитателя терпения, такта и постоянной изобретательности.
Условия, необходимые для формирования у дошкольников правильного звукопроизношения:
1) Целесообразно использовать все анализаторы. Опора на кинестетические ощущения способствует осознанному звучанию речи;
2) Отработка звуков, смешиваемых в речи детей, осуществляется поэтапно и распределена во времени;
3) Закрепление поставленных звуков в процессе дифференциации всех близких звуков; материал по закреплению и автоматизации звуков подбирается таким образом, чтобы в нем отсутствовали дефектные и смешиваемые в речи ребёнка звуки; чтобы отобранный материал мог способствовать обогащению, уточнению словаря, выработке грамматически правильной связной речи.
И помнить "ВМЕСТЕ МЫ СИЛА!"