АННА КИРИЛЛОВА
Консультация для воспитателей «Развитие экологического сознания через знакомство с окружающим миром»
▼ Скачать + Заказать документы
На тему: «Развитие экологического сознания и естественнонаучных представлений через знакомство с окружающим миром»
Составила: Воспитатель
Кириллова Анна Степановна
Публикация «Консультация для воспитателей „Развитие экологического сознания через знакомство с окружающим миром“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Экологическое воспитание. Консультации
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция ноябрь 2019
Цель: Повышение педагогической компетентности воспитателей в вопросах формирования экологического сознания и естественнонаучных представлений у детей дошкольного возраста.
Идея воспитания в детях дошкольного возраста человечности, доброты, милосердия, бережного и ответственного отношения к природе стала весьма актуальной в последнее время. Дети плохо знают природу своего родного края, не видят ее красоту, не умеют любить ее, а соответственно беречь. Поэтому у дошкольников нужно формировать экологические знания, нормы и правила взаимодействия с природой, воспитывать сопереживания к ней.
Основные задачи развития экологического сознания и естественнонаучных представлений:
-формирование знаний о природе;
-развивать познавательный интерес детей к природе, желание активно изучать природный мир;
-развитие сопереживания к бедам природы, желание бороться за её сохранение;
-воспитание любви к природе через прямое общение с ней, восприятие её красоты и многообразия;
-воспитывать основы гуманно-ценностного отношения детей к природе через понимание ценности природы, ориентацию на оказание помощи живым существам, сохранение природных объектов ближайшего окружения, проявление ответственности за свои поступки.
Для реализации данной цели можно использовать рекомендации и разработки из программы экологического образования и воспитания старших дошкольников Авдеевой Н. А. и Степановой Г. Б. «Жизнь вокруг нас».
Доступными средствами формирования познавательного интереса дошкольников к природе являются следующие формы и методы:
- наблюдения; циклы наблюдений;
- рассматривание иллюстраций и произведений живописи;
- моделирование (календари природы);
- просмотр мультфильмов, презентаций;
- различные игры экологического содержания;
- проведение элементарных опытов;
- экологические занятия;
- включение в элементарную трудовую деятельность;
- чтение художественных произведений о природе;
- беседы;
- экскурсии, походы в природу;
- изготовление книг;
- экологические акции;
- экологические праздники и развлечения.
Развитие экологического сознания и естественнонаучных представлений ребёнка происходит не только во время непосредственно образовательной деятельности, но и в повседневной жизни. Прогулки в природу дают возможность познакомить детей с разнообразием растений, птиц, животных; связями, которые существуют между ними. Важную роль играет самостоятельная деятельность ребёнка, возникающая по инициативе ребёнка. Он использует полученный на занятиях опыт, переносит усвоенные знания, умения, навыки, действует в новых необычных условиях. В свободное время у детей может возникнуть желание самостоятельно заполнить календарь природы, провести опыт, зарисовать результаты наблюдения (рост растения, природные явления и др.).
Поэтому, одним из важнейших условий развития экологического сознания и естественнонаучных представлений у детей является правильная организация предметно-развивающей среды. Для углубленного ознакомления детей с природой в детском саду необходимо использовать пространственную среду на улице: огород, сад, цветники, экологические тропы.
Создать эколого-развивающую среду с учетом потребностей каждого ребенка и интеграции различных видов деятельности, также, необходимо учитывать период обучения, сезонность.
Модель экологической предметно-развивающей среды группы может включать в себя следующие компоненты: центр природы, центр опытов и экспериментов, центр дидактической игры, литературный центр, центр театрализованной деятельности, наглядный и демонстрационный материал.
Рассмотрим все компоненты более подробно.
• Центр природы включает в себя следующие составляющие: комнатные растения, природный материал, в том числе коллекция разных семян и камней, гербарии, календарь природы, оборудование для трудовой деятельности. Главная особенность центра природы – непосредственная близость его к детям, что позволяет воспитателю организовывать различную их деятельность на протяжении всего года. Работа с календарем, уход за растениями уголка природы, наблюдения за посадками это все компоненты методики экологического воспитания.
• Центр опытов и экспериментов включает в себя картотеку опытов для детей и оборудование для опытнической деятельности. Опытно – экспериментальная деятельность, как форма работы с детьми, способствует активизации познавательной сферы дошкольников.
• В центре дидактической игры собраны различные игры природоведческого содержания, такие, как «Домашние животные», «Птичье мемори», «Кто, где живёт?», «Разрезные картинки», «Времена года», «Зоолото», экологические лэпбуки и другие.
• В литературном центре подобраны различные произведения познавательной и художественной литературы, знакомящие детей с миром животных, птиц, насекомых, разнообразием растений, овощей и фруктов и т. д.
• В театральном центре подобраны различные маски (животных, насекомых, овощей и фруктов) и костюмы для разыгрывания экологических сказок и игр-инсценировок, способствующих познавательному и эколого-эстетическому развитию детей, формированию их нравственных качеств.
• Большое значение, как в познавательном развитии, так и в экологическом воспитании дошкольников имеет наглядный и демонстрационный материал. Он включает в себя следующее: игрушки-модели представителей животного мира, муляжи овощей и фруктов, серию предметных и сюжетных картинок, картотеку прогулок для детей дошкольного возраста.
Одним из важных направлений деятельности педагога, является взаимодействие с семьями воспитанников. С целью создания единого образовательного пространства ДОУ и семьи в начале каждого учебного года разрабатывается перспективный план работы с родителями. В него включены консультации для родителей по развитию экологического сознания у детей, совместные походы и экскурсии, детско-родительские творческие вечера и другое.
В организации взаимодействия с семьями воспитанников, необходимо руководствоваться следующими принципами:
- Целенаправленность, систематичность, плановость.
-Дифференцированный подход к работе с родителями с учетом многоаспектной специфики каждой семьи.
- Возрастной характер работы с родителями.
- Доброжелательность, открытость.
В работе с семьями использовать следующие формы:
- Наглядно-информационная. Регулярно обновлять информацию в стендах. Периодически менять папки – передвижки. Тогда родители наглядно увидят, как можно оборудовать экологический уголок для ребенка дома, получат ответы на поставленные вопросы, узнают, какие консультации будут проводиться в ближайшее время. Самое главное заключается в том, чтобы содержание родительского уголка было кратким, ясным, разборчивым, чтобы у родителей возникло желание обратиться к его содержанию.
- Тематические консультации групповые, индивидуальные, например, «Прогулки в природу основа здоровья ребёнка», «Закаливание природными факторами», «Воспитание любви к родной природе», " Воспитание экологического сознания дошкольников в семье" и другие.
- Совместные походы и экскурсии способствуют оздоровлению организма детей во время пешеходного похода, обеспечивают оптимальный двигательный режим детей и взрослых в течение похода. Экскурсии и походы в природу дают возможность детям в естественной обстановке получать знания, информацию о природных объектах и явлениях. Во время экскурсий дети постигают мир природы во всем его богатстве и многообразии, видят и учатся осознавать те естественные процессы, которые в природе протекают.
- Детско-родительские творческие вечера включают в себя изодеятельность, театрализованную деятельность, музыкально-поэтические посиделки. Цель этих вечеров состоит в том, чтобы создать условия для творческой активности детей и родителей, совершенствовать артистические навыки у детей и взрослых. В процессе этих деятельностей они раскрепощаются, у них развивается и активизируется речь, мелкая моторика рук. У детей и взрослых формируются познавательные, конструктивные, творческие и художественные способности в процессе создания поделок и рисунков из природного материала.
Таким образом, в результате проведенной комплексной работы, у детей сформируется положительный интерес к деятельности, разовьётся бережное и ответственное отношения к живой природе, сформируются учебные навыки, познавательный интерес к окружающему миру, самостоятельность к познанию нового. Дети научатся понимать свою роль в окружающем мире и осознавать последствия своих действий во взаимоотношении с природой.
И если ребенок-исследователь найдет поддержку у педагогов и родителей, из него вырастет исследователь-взрослый — умный, наблюдательный, умеющий самостоятельно делать выводы и логически мыслить. Взрослый, который всю жизнь будет находить в окружающем, что-нибудь интересное и необычное, который сумеет удивляться и радоваться всему, что его окружает. Дети легко находят объекты для исследований. Ведь для них весь окружающий мир — это одна большая лаборатория. Главное, чтобы об этом помнили мы, взрослые!
Список рекомендуемой литературы в работе с детьми, по развитию экологического сознания и естественнонаучных представлений у детей дошкольного возраста:
• Султанова М. Н. Простые опыты с природными материалами. - Хатбер-пресс, 2016;
• Эксперименты с овощами, фруктами и другими продуктами. – Эксмо, 2013;
• Вайткене Л. Д., Филиппова М. Д. Энциклопедия занимательных наук для детей. - АСТ 2017;
• Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет. Пособие для родителей, воспитателей детских дошкольных учреждений, учителей начальных классов. - М. : Просвещение,1978.
• Виноградова Н. Ф. Рассказы - загадки о природе: книга для детей 5-6 лет. - М. : Вентана - Граф, 2007.
• Саморукова П. Г. Как познакомить дошкольников с природой. – Просвещение, 1988
• Куликова Т. А. Экскурсии в природу с детьми дошкольного возраста. -М., Просвещение,1985.
• Маневцова Л. М. Листок на ладони. - Детство-Пресс, 2004г.
• Николаева С. Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. - М., 2002.
• Лучич М. В. Детям о природе. - М., 1989.
• Маневцова Л. М., Саморукова П. Г. Мир природы и ребёнок. - Изд-во «Акцидент», 1998г.
• Лыкова И. А. Игрушки и подарки из природного материала. Творческое конструирование в детском саду, школе и семье. - Цветной мир издательский дом 2015.
• Стрельникова Л. Уроки творчества. Поделки из природных материалов. 5-9 лет. – ЛИТУР.
• Новикова И. В. Аппликация и конструирование из природных материалов в детском саду. - Академия развития, 2010 г.
• Анна Ллимос Пломер Мастерим из природных материалов. - Книжный клуб "Клуб семейного досуга", 2013 г.