Елена Пономаренко
Консультация для учителей-логопедов ДОУ «Использование сенсорно-интегративной артикуляционной гимнастики в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Классический труд Э. Джин Айрес, одной из самых известных и уважаемых в научном мире специалистов по детскому развитию, опубликован на русском языке и представлен вашему вниманию. Разработанная автором теория сенсорной интеграции, помогает понять связь процессов обработки сенсорной информации с поведением и обучением ребенка, увидеть, что школьная неуспеваемость, поведенческие трудности и многое другое - в большинстве случаев не результат плохого воспитания или лени ребенка, а реальные проблемы, требующие пристального внимания и планомерных занятий. Методам преодоления такого рода проблем посвящена значительная часть книги.
Темочки:
- Артикуляционная гимнастика. Консультации
- Артикуляция. Артикуляционная гимнастика
- Консультации логопеда для родителей
- Логопедия. Работа логопеда
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
Сенсорная интеграция - это взаимодействие всех органов чувств. Условно они делятся на 7 сенсорных систем.
На самом деле все органы чувств тесно переплетены и работают одновременно. И в большинстве случаев переработка сенсорной информации происходит автоматически.
Логопед-психолог, специалист по семейному воспитанию и сенсорной интеграции, автор книг по развитию речи. Аналитический психолог. Марианна Лынская адаптировала метод сенсорной интеграции к решению речевых задач в работе с детьми, имеющими речевые нарушения, и разработала метод сенсорно-интегративной логотерапии.
Логосенсорная интеграция – это использование элементов сенсорной интеграции и параллельное решение речевых задач.
Одним из направлений сенсорно-интегративной логопедической работы по Лынской М. является сенсорно-интегративная артикуляционная гимнастика.
Зачастую детям младшего дошкольного возраста не интересны предлагаемые традиционные артикуляционные упражнения.
Именно мотивация детей к логопедическим занятиям является одной из задач сенсорно - интегративной артикуляционной гимнастики. Кроме этого, выделяют так же следующие задачи:
В зависимости от первоначальных возможностей детей, поначалу упражнения могут выполняться взрослыми перед детьми, затем детьми пассивно (с помощью взрослых, переходя постепенно к самостоятельному выполнению.
Комплексы могут использоваться как часть индивидуальных или групповых занятий В среднем на выполнение одного комплекса, при неоднократном повторении каждого упражнения, уходит около 15 минут.
Необходимым элементом комплекса АГ является «сенсорный поднос» - авторский игровой материал, использование которого позволяет :
• поскольку игры на подносе являются активными: детям разрешается изучать материал, пересыпая его, нюхая и пробуя на вкус; кроме того, сенсорный поднос становится игровым ландшафтом во время проведения сказкотерапевтического массажа;
• регулярное появление сенсорного подноса визуализирует для ребенка начало занятий, помогает настроиться на занятие (особенно важна подобная визуализация для детей, не понимающих речь);
• развить чувство эстетики и художественный вкус;
• «сенсорный поднос» представляет собой красивый поднос (желательно плетеный, деревянный или любой другой, сделанный из экологичных, фактурных материалов, на котором рядами, дорожками, участками укладываются сенсорные материалы, имеющие обонятельные, вкусовые и тактильные свойства. Материалы подбираются в соответствии с тематикой комплекса.
Важным принципом проведения артикуляционной гимнастики является опора на «базовые» виды чувствительности, а не на зрительный анализатор (упражнения перед зеркалом, как в традиционной системе).
Основываясь на принципах сенсорной интеграции, артикуляционные упражнения рекомендую проводить, используя фитбол, балансиры и качели (гамаки).
3а счет подключения обоняния, вкуса, тактильной и вестибулярной чувствительности логопед обеспечивает дополнительную обратную связь. При этом, если ребенок может осуществлять дополнительный контроль с помощью зеркала, это стоит сделать. Однако работа с зеркалом не возможна для детей с аутичным спектром, с такими детьми использование сенсорно-интегративной гимнастики порой становится единственно возможным способом для проведения упражнений.
Предлагаемые комплексы упражнений не заменяют традиционные, необходимые на подготовительном этапе перед постановкой нарушенных звуков.
Работа по коррекции звуков должна включать в себя традиционные комплексы, содержание которых зависит от конкретного звука, описанные в других методических пособиях.