Яна Гурова
Консультация для родителей «Знания через исследования»
▼ Скачать + Заказать документы
Знания, полученные детьми в процессе организованной образовательной деятельности, необходимо закреплять в повседневной жизни. Многие знания дети получают в процессе непосредственного общения с окружающим миром, и потому все виды деятельности направлены на формирование знаний об окружающей действительности, на которые ребёнок будет опираться в повседневной жизни. Одним из направлений в познавательной деятельности ребёнка является экспериментирование, где в первую очередь соблюдается принцип научности и доступности. Ребёнок познает мир в процессе любой своей деятельности.
Публикация «Консультация для родителей „Знания через исследования“» размещена в разделах
Но именно в познавательно-исследовательской деятельности он получает неоценимые знания, удовлетворяет своё любопытство (как, почему, зачем, находит и выделяет полноту ведущих признаков, связи между предметами и явлениями, что позволяет ему расширить свои знания, развивает его наблюдательность, имеющую определённую направленность, терпеливо всесторонне обследовать объект, видеть главное, существенное. Ребёнок по своей природе очень любознателен, его особенно интересует все новое и неизведанное, что нередко доставляет беспокойство взрослым. Его интересует всё, что окружает, хочет проникнуть в суть явлений, пытается делать самостоятельно свои умозаключения.
И если взрослые не вникнут в суть подобных действий развивающего и познающего мир дошкольника, то он может невольно выглядеть «злоумышленником». И. П. Павлов указывал, что «характерной особенностью человека является чрезвычайное развитие ориентировочного рефлекса», на физиологической основе которого развивается любознательность.
В образовательном же процессе образовательных учреждений, например, занятия по ознакомлению с окружающим строятся по принципу рассказа воспитателя, излагающего систематизированные знания в той или иной сфере действительности, и вопросов к детям, направленных на закрепление знаний, где дети лишены возможности проявить собственную познавательную инициативу в освоении способов упорядочения собственного опыта. Задача взрослых – помогать детям, накапливать жизненный опыт, но не стихийно, а целенаправленно, тем самым предвосхищая рождение экспериментов с отрицательными последствиями для ребёнка.
Академик Н. Н. Поддъяков сделал вывод, что экспериментирование в дошкольном возрасте является ведущим направлением в познавательном развитии ребёнка. Исследовательская деятельность положительно влияет на познавательное развитие ребёнка, на его эмоциональную сферу, развивает творческие способности, удовлетворяет его любопытство, приводит в определённую систему получаемые сведения об окружающем, делает восприятие того или иного предмета более полным, осмысленным, предоставляет возможность логически мыслить, обобщать. Поскольку игра – ведущая деятельность дошкольника, то нужно создать условия для самостоятельной игры. Для этой цели нужно выделить специальные уголки исследования, где ребёнок, сможет найти различные картинки, фотографии, книги, вещества, пластилин, оборудование, напоминающее ему о той или иной теме. Помимо игровой деятельности нужно привлекать детей к проведению простых опытов, наблюдений. Важно, чтобы при проведении опытов ребёнок имел всё необходимое оборудование и принимал непосредственное участие в работах, а не являлся пассивным наблюдателем.
Например: Опыт «Как увидеть воздух?» Оборудование: банка с водой, стаканчик на каждого ребёнка.
Опыт 1. Переворачиваем стакан вверх дном и медленно опускаем его в банку с водой, обращая внимание детей на то, что стакан нужно держать ровно. Что получается? Попадает ли вода в стакан? Почему нет? Выслушиваются гипотезы детей. Вывод: в стакане воздух, он не пускает туда воду.
Опыт 2. Переворачиваем стакан вверх дном, но не прямо, а чуть наклонив. Что появляется в воде? (ответы детей). Видны пузырьки воздуха. Откуда они взялись? Воздух выходит из стакана, и его место занимает вода. А теперь вы знаете, что в стакане был прозрачный, невидимый воздух. В процессе эксперимента идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции синтеза и анализа, сравнения и классификации, обобщения.
Постоянно наблюдая за природой, соприкасаясь с ней и её загадочными явлениями, ребёнок (не без нашей помощи) узнаёт о её закономерностях, например: что день сменяется ночью, что на смену осени приходит зима, что одни деревья остаются зелёные, а на других листья сначала желтеют, а потом опадают. Всё это для ребёнка открытия. Наблюдения в природе бывают случайными и неожиданными, ведь каждый день в природе неповторим. В процессе наблюдений в природе следует формировать у детей эстетическое отношение к окружающему миру; учить видеть изменения в природе, делать элементарные умозаключения, делиться полученными впечатлениями, отражать свои впечатления в продуктивных видах деятельности и применять знания на практике.
Учитывая, что умение думать непосредственно связано с развитием наблюдательности и внимания, важно прививать ребёнку умение смотреть и видеть, всматриваться и подмечать, открывать связи между отдельными явлениями.
Литература
1. Иванова А. И. Детское экспериментирование как метод обучения // Управление ДОУ. – 2004. – № 4. – С. 84-92.
2. Поддъяков Н. Н. Проблемы изучения исследовательского поведения : об исследовательском поведении детей и не только детей. – М. : Российское психологическое общество, 1998. – 85 с.
3. Рыжова Н. А. Воздух – невидимка. – М., 1998. – 128 с.