Людмила Назарова
Консультация для родителей «Значение режима сна для быстрой адаптации ребенка к условиям дошкольного учреждения»
▼ Скачать + Заказать документы
Ваш ребенок перешагнул порог детского сада. С этого момента задачей родителей и воспитателей станет помощь малышу в этот непростой для него период. Наша беседа посвящена такой, казалось бы, незначительной и понятной вещи, как дневной сон ребенка. Мы будем говорить об особенностях развития детей раннего (ясельного) возраста. Ясельный возраст - это период развития ребенка от 4 недель до 3 лет. Ребенок начинает привыкать к детскому саду, процесс адаптации проходит у каждого малыша по-своему, не бывает двух одинаковых детей, но все же, можно наблюдать некоторую сходность в поведении у вновь пришедших детей. К примеру, очень часто детки становятся слезливыми, долго не дают уйти маме, иногда в этот период встречается серьезная раздражительность. Возможен и другой вариант поведения - ребенок замыкается, бывает молчаливым, и вы не узнаете своего общительного малыша. Помимо влияния новой обстановки здесь могут действовать такие факторы, как переутомление и недосыпание. Как пишет У. Уилкофф в своей книге: «Невропатологи заметили, что гиперактивность, чрезмерная рассеянность, и низкая концентрация внимания могут появляться у детей, которые просто недосыпают». Чем помочь такому малышу?
Темочки:
- Адаптация в детском саду. Консультации
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Консультации для родителей
- Режим дня. Консультации для родителей
- Сон, режим сна, укладываем ребенка спать. Консультации
- Темочки
Ребенок любого возраста нуждается в четком режиме, который должен быть постоянным и строго соблюдаться. Только в этом случае режим не будет в тягость ни малышу, ни родителям, предотвратит многие конфликты, будет способствовать воспитанию волевых качеств ребенка, приучит к дисциплине. При составлении режима очень важно учитывать не только возраст ребенка, но и его индивидуальные качества. Ребенок обладает собственным, индивидуальным, сочетанием черт характера, темпераментом и со своим умением концентрировать внимание. Решением многих проблем станет создание графика сна для вашего малыша. Стоит обратить внимание на поведение малыша, если ребенок не расстается со своей любимой мягкой игрушкой, если ему необходимо иметь при себе свое одеяльце, - то он недосыпает. Если его приходится будить утром или после дневного сна, - ему не дают возместить накопившийся недосып. Если ваш ребенок засыпает каждый раз, когда находится в едущем автомобиле больше десяти минут, - то значит ему не хватает сна. В возрасте от 2 до 3 лет, ребенок должен спать не менее 12 часов, - так считают русские медики. Есть и другие мнения, к примеру, Б. Спок пишет: «Двухлетний ребенок нуждается в среднем в 12 часах ночного сна и в 1 – 2 часах дневного сна». В это время не входит процедура подготовки ко сну.
Укладывать детей спать нужно в одно время, тогда у них вырабатывается привычка засыпать именно в эти часы. Если приучать ребенка засыпать при абсолютной тишине и с затемненными окнами, то он будет просыпаться от каждого шороха или луча солнца. Если укладывать малыша слишком рано или удлинять срок бодрствования, он будет капризничать и станет плохо засыпать. К примеру, своей инициативой поиграть незадолго до сна, вы можете стимулировать у ребенка несвоевременный всплеск энергии, который сократит время его сна, по сравнению с тем, что диктуют соображения здоровья. Это означает, что нужно избегать энергичных и оживленных физических игр в течение часа, перед тем, как укладывать ребенка. Лучшим вариантом станет чтение. Важно, что бы он сам готовился ко сну: раздевался, аккуратно складывал свою одежду. Спать ребенка нужно укладывать не неожиданно, а постепенно подготовить его (успокоить после игры, посадить на горшок, умыть). Перед сном обязательно проветрите комнату. Положив малыша в кроватку, скажите ему несколько спокойных ласковых слов, пожелайте спокойной ночи и уйдите из комнаты. Лучше не убаюкивать его, не рассказывать сказки, иначе в коре головного мозга создается очаг возбуждения, мешающий заснуть. Маленькие дети хорошо успокаиваются, если отходу ко сну предшествует определенный ритуал. Например: сначала кладут спать куклу, потом медведя, а потом мама кладет ребенка в кроватку, целует его на ночь, подтыкает одеяло, тушит свет и уходит. Все это необходимо проделать неторопливо, как бы вы не спешили. Вся процедура отхода ко сну должна быть очень мирной.
Если ваш малыш упрямится, не желает идти спать, все же проявите терпение и настойчивость, отведите его и уложите в кровать.
Что касается дневного сна, то существуют стратегии, которые помогут предотвратить преждевременное прекращение дневного сна у малыша. Первая стратегия состоит в том, чтобы сочетать процесс сна с дневным кормлением и тем самым превратить его в послеобеденный сон. У ребенка появится устойчивая ассоциативная связь, привязка обеда и сна; а также после еды возникает естественная сонливость. Доктор У. Уилкофф пишет: «…специалисты в области сна говорят нам, что время после полудня - такой момент, когда тело ребенка запрограммировано на сон». Вторая стратегия состоит в том, что мы формируем привычку послеобеденного сна, тем самым мы уменьшим вероятность отказа от дневного сна, когда ребенок станет старше. Таким образом, если вы в состоянии обеспечить хороший отдых ребенку, у него будет гораздо меньше проблем с поведением. И, конечно же, не будем упускать самого главного в отношениях с детьми - любви. В. А. Сухомлинский писал: «… я всегда считал необходимым стать в какой – то мере ребенком. Только при этом условии дети не будут смотреть на вас как на человека, случайно проникшего за ворота их сказочного мира, как на сторожа, охраняющего этот мир, сторожа, которому безразлично, что делается внутри этого мира». Помогая, защищая, воспитывая малыша, нужно помнить, о том, что перед нами личность, индивидуальная и неповторимая.
Список рекомендуемой литературы для чтения родителям :
1. Вейн А. М., Власов Н. А., Даллакян И. Г. и др. Адаптивная роль дельта – сна// Физиология человека. 1985 № 2. – с. 252 -257.
2. Вейн А. М. Нарушения сна и бодрствования. – М. : Медицина, 1974.
3. Власов Н. А., Вейн А. М., Александровский Ю. А. Регуляция сна. М. : Наука, 1983.
4. Демин Н. Н., Коган А. Б., Моисеева Н. И. Нейрофизиология и нейрохимия сна. Л. :Наука, 1978.
5. Зубова Г., Арнаутова Е. Психолого – педагогическая помощь родителям в подготовке малыша к посещению детского сада/ Дошкольное воспитание., 2004 - № 7.
6. Кольмансон И. А. Сон и дыхание детей раннего возраста. СПб. : ЭЛБИ – СПб., 2006.
7. Ковальзон В. М. Обучение и сон// Природа. 2009. - № 7.
8. Конференция «Сон и сновидения у детей». М., 2009.
9. Костяк Т. В. Психологическая адаптация в детском саду. М., 2008
10. Уилкоф У. Как говорить детям «нет», чтобы они слушали/ Минск. 2014.
11. Уээб У., Дьюб М. Временные характеристики сна/ Биологические ритмы. М. : Мир,1984.