лариса жданкина
Консультация для родителей «Значение игры в жизни дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Игра - это особое занятие, которое процветает в детстве и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. В настоящее время общепризнано, что игра является ведущей деятельностью дошкольника.
Игра занимает особое место в жизни дошкольника. Исследователи (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин и др.) отмечают, что именно самостоятельные формы игры являются наиболее важными в педагогике для развития ребенка. В играх наиболее ярко проявляется личность ребенка.
Публикация «Консультация для родителей „Значение игры в жизни дошкольников“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Игры для детей. Роль и значение детских игр в развитии детей
- Консультации для родителей
- Темочки
Теоретически игра рассматривается с разных позиций. Игра - это способ овладения миром, потому что играющий ребенок создает свой собственный мир; игра оказывает влияние на общее психическое развитие ребенка; игра помогает усваивать социальный опыт.
К. Д. Ушинский определил игру как посильный способ для ребенка войти во всю сложность взрослого мира. Подражая, ребенок воспроизводит и усваивает основные аспекты человеческих отношений. По словам Д. В. Менжерицкой, игра предназначена для решения задач по развитию нравственных и социальных качеств и игра должна носить развивающий характер и проходить под контролем взрослого.
Несмотря на важность игры как всестороннего развития ребенка, игра заменяется образовательной деятельностью. Большую часть времени родители посвящают подготовке своих детей к обучению.
Поэтому лучшим и проверенным средством формирования личности ребенка дошкольного возраста является активная деятельность самого ребенка. В этом плане у игры есть ряд преимуществ. Это важное средство контроля в жизни детей, предоставляет прекрасную возможность для проявления детской непосредственности, положительных чувств и действий. Характер ролевых и конструктивных игр способствует воспитанию добрых и осознанных отношений между детьми. Усвоение различных правил помогает регулировать отношения детей.
Ребенку нужна активная деятельность, которая помогает повысить его жизненный тонус, удовлетворяет его интересы, социальные потребности. Игра имеет большое воспитательное значение, она тесно связана с обучением в классе, с наблюдениями за повседневной жизнью. В творческих играх происходит важный и сложный процесс овладения знаниями, который мобилизует умственные способности ребенка, его воображение, внимание, память.
С развитием интереса к труду взрослых, к общественной жизни, к героическим подвигам советских людей у детей появляются первые мечты о будущей профессии, желание подражать любимым героям. Все это делает игру важным средством формирования ориентации личности ребенка, которая начинает формироваться в дошкольном детстве.
Условно игры можно разделить на две основные группы: сюжетно-ролевые и игры с правилами.
Сюжетно-ролевые игры - это игры на бытовые темы, театрализованные игры, веселые игры, развлечения.
Игры с правилами включают дидактические игры и подвижные игры.
Детская ролевая игра носит творческий характер, где дети берут на себя роли и воспроизводят действия и отношения взрослых с вами, а также развлечение сюжета. В таких играх дети способны на интересную выдумку, они сами вносят разнообразие в ту или иную игру. Детская инициатива оказывает огромное влияние на образование не только одного ребенка, но и всей группы.
Игры с правилами имеют другое назначение : они предоставляют возможность для систематических упражнений, необходимых для развития мышления, чувств и речи, произвольного внимания и памяти, различных движений. Каждая игра с правилами имеет определенную дидактическую задачу, но в конечном счете она также направлена на решение основных образовательных задач. Дидактические игры особенно интересны детям своей развлекательностью и содержанием: угадай, найди, назови. Дети добиваются результатов в игре, руководствуясь определенными правилами. Интерес к качеству игрового задания проявляется: аккуратно сложите узор, правильно подберите картинку и так далее.
Интересная игра повышает умственную активность ребенка, и он может решить более сложную задачу, чем на уроке.
Но это не значит, что занятия должны проходить только в игровой форме. Обучение требует использования различных методов.
Игра дает хорошие результаты только в сочетании с другими методами: наблюдениями, беседами, чтением и т. д., потому что играя, дети учатся применять свои знания и навыки на практике.
В играх с правилами требуется обобщение знаний, самостоятельный выбор в решении поставленной задачи.
Иногда родители, желая воспитать своего ребенка очень ответственным, грамотным, стремятся как можно раньше вовлечь его в образовательную деятельность (например, наняв репетитора и "усадив" его за изучение иностранных языков, не оставляя времени на игры, тем самым снижая социальность в развитии ребенка. Развитие ребенка становится дисгармоничным (например, ребенок очень хорошо умеет считать, писать, но оказывается, что он совсем не умеет устанавливать контакт со сверстниками; в худшем случае ребенок может испытывать нервное перенапряжение, проблемы с поведением, навязчивые страхи и т. д.). Ролевые игры с родителями помогают ребенку развивать и обогащать речь. Представьте себе: одно дело придумать игру и играть в нее самому, как выясняется, не пытаясь что-то объяснить взрослым: совсем другое, когда вам нужна взрослая мама, "ведомая" в этой игре, чтобы объяснить основную идею, распределить роли, скоординировать основные сюжетные ходы.
Именно в дошкольном возрасте возникает способность вести себя в соответствии с принятыми ролями, что очень важно для дальнейшего социального развития ребенка. При обсуждении сюжета родители также имеют право голоса, и это поможет не акцентировать внимание, донести до ребенка идею, которую необходимо обсудить. С ребенком постарше вы можете играть в игры по правилам. Например, давно забытые "ходоки" - бросать кубик и передвигать фишку по кругам, учить соблюдать порядок. Игра "Морской бой" тренирует внимание и память, начинать нужно с меньшего, а заканчивать большим.
Основным видом деятельности дошкольников является игра, в ходе которой развиваются духовные и физические силы ребенка: его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость и т. д. Кроме того, игра является своеобразным способом усвоения социального опыта, свойственного дошкольному возрасту.
В игровой деятельности формируются многие положительные качества ребенка, интерес и готовность к предстоящей учебе, развиваются его познавательные способности. Игра важна как для подготовки ребенка к будущему, так и для того, чтобы сделать его настоящую жизнь полноценной и счастливой. Для выполнения этой задачи необходимо создать все условия для разнообразных игр в детских садах, относиться к ним бережно, уважительно, вдумчиво, умело управлять ими.
Играя, дети учатся жить!