Светлана Сычева
Консультация для родителей «Здоровье в наших ладошках»
▼ Скачать + Заказать документы
Здоровье – в наших ладошках!
Движение пальцев и кистей рук имеют особое оздоровительное и развивающее воздействие. На ладони и на стопе находится 1000 важных, биологически активных точек. Воздействуя на них, можно регулировать функционирование внутренних органов организма. Так, массируя мизинец, можно активизировать работу сердца, безымянный палец – печени, средний – кишечника, указательный – желудок, большой – головы. Влияние воздействия руки на мозг человека было известно ещё до нашей эры. Специалисты восточной медицины утверждают, что игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничное отношение тело и разум, поддерживая мозговые системы в отличном состоянии.
Публикация «Консультация для родителей „Здоровье в наших ладошках“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Темочки
Что даёт пальчиковая гимнастика детям?
• Повышает работоспособность коры головного мозга.
• Развивает у ребё нка психические процессы: мышление, внимание, память, воображение.
• Снимает тревожность.
• Способствует овладению навыками мелкой моторики.
• Помогает развивать речь.
Умелыми пальчики становятся не сразу. Поэтому игры, упражнения, пальчиковые разминки необходимо проводить ежедневно: дома, во дворе, во время выездов на природу.
Как и любое обучение – развитие моторики требует своей последовательности и разнообразных форм.
1. Начинать необходимо с массажа ладошек и пальчиков, сопровождаемого проговариванием чистоговорок, стихотворений и потешек.
2. Пальчиковая гимнастика: упражнения с пальчиками и ладошками привлекут внимание дошкольников и научат выполнять различные движения – распрямлять пальчики, хлопать и раскрывать ладошки, показывать различные фигуры, при этом согласовывать движения пальцев рук с речью:
«Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик - прыг в кровать,
Этот пальчик прикорнул,
Этот пальчик уж заснул.
Встали пальчики – «Ура!»
В детский сад идти пора!»
3. Упражнения с разнообразными предметами (шариками, валиками, пружинками, шишками) помогут ребенку быстрее запомнить познавательный материал:
«У сосны, у пихты, елки
Очень колкие иголки.
Но еще сильней, чем ельник,
Вас уколет можжевельник».
4. Самомассаж бельевой прищепкой: можно «покусать» ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха:
«Сильно кусает котенок-глупыш,
Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук.)
Но я же играю с тобою, малыш,
А будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш!».
5. Упражнения с карандашом и фломастером: учимся вращать их между ладонями, между пальчиками, одной рукой, другой; перекладывать из кулака в кулачок с называнием руки, перекатывать за спиной; учимся зажимать фломастер между ладонями и каждыми пальчиками.
6. Игры со счетными палочками – выкладывание фигур, букв, цифр по образцу и самостоятельно на поверхности стола, на ковре.
7. Игры с мелкими сыпучими предметами: различными крупами, песком, пуговицами, бусинками и т. п. : найди и спрячь предметы, по-строй дом, нарисуй узор, выложи рисунок. Предложите ребенку опустить кисти рук в сосуд, заполненный каким-либо однородным наполнителем (песок, фасоль, различные крупы, пластмассовые дробинки, любые мелкие предметы) – 5-10 минут он перемешивает содержимое. Затем ему предлагается сосуд с другой фактурой наполнителя. После нескольких проб ребенок с закрытыми глазами опускает руку в предложенный сосуд и старается отгадать его содержимое, ощупывая пальцами его отдельные элементы. Перебирание и перекладывание предметов, опознание предмета, буквы, цифры на ощупь поочередно правой и левой рукой. Более сложный вариант - ребенок одной рукой ощупывает предложенный предмет, а другой рукой (с открытыми глазами) его зарисовывает.
8. Упражнения на формирование графических умений и навыков – обводка, штриховка, раскрашивание, дорисовка, работа в клетке.
9. Игры с массажными шариками Су-Джок. Cу-джок (или суджок) – это особой конструкции шарик с шипами и специальные металлические кольца, которые при воздействии на конечности тела дают терапевтический эффект. Шарики и пружинки Су-Джок — это «медицинские сестрички», которые ежедневно следят за здоровьем и предотвращают болезни разных внутренних органов.
Упражнения с использованием Су-Джок обогащают знания ребенка о собственном теле, развивают тактильную чувствительность, мел-кую моторику пальцев рук, опосредованно стимулируют речевые области в коре головного мозга, а также способствуют общему укреплению организма и повышению потенциального энергетического уровня ребенка.
«Су-Джок» с виду – симпатичный шарик с острыми шипами, лёгкий и гигиеничный, простой в обращении и доступный в любой момент. Если покатать его между ладонями – ощутите прилив тепла и лёгкое покалывание. Его остроконечные выступы воздействуют на биологически активные точки, неизменно вызывая улучшение самочувствия, снимая стресс, усталость и болевые ощущения, повышая общий тонус организма.
Ребенок отнесется к процедуре с интересом и быстрее освоит технику выполнения, если каждое движение будет сопровождаться веселым четверостишьем:
Шарик в ручки мы возьмем,
Покатаем и сожмем,
Вверх подбросим и поймаем
И иголки посчитаем.
Пустим «ежика» на стол
И ладошкою прижмем,
Вновь немножко покатаем
И потрем его слегка,
Помассируем бока.
Стимулировать активные точки можно, сжимая мячик в ладошке, перекатывая шарик от кончиков пальцев к основанию ладони, вращая шарик кончиками пальцев, подбрасывая шарик с последующим сжатием между ладонями, а также, слегка укалывая каждый пальчик отдельно.
Массаж пальцев эластичным кольцом. (Дети поочередно надевают массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики)
«Дорожка»
Кольцо на пальчик надеваю.
И по пальчику качу.
Здоровья пальчику желаю,
Ловким быть его учу.
Таким образом, развитие мелкой моторики руки влияет на развитие таких психических процессов, как мышление, память, внимание, пространственные представления, речь. Развивая руку ребенка, мы не только тренируем мышцы, но и развиваем способность к наблюдению, сравнению, к творческому воображению, воспитываем усидчивость и тер-пение, аккуратность, точность, настойчивость, то есть, воспитываем эмоционально-волевую сферу ребенка. И самое главное, мы заботимся о его здоровье.