Елена Федорова
Консультация для родителей «Здоровье детей — здоровье нации»
▼ Скачать + Заказать документы
«Здоровье детей – здоровье нации!»
Нет задачи важнее и вместе с тем сложнее, чем воспитать здорового ребенка.
Здоровье – это не только отсутствие болезней, но состояние полного физического, психологического и социального благополучия. Выпадение же хотя бы одной из этих структурных частей ведет к утрате целого.
Болезнь легче предупредить, чем лечить. А значит, надо с ранних лет учить детей заботиться о своем здоровье, воспитывать интерес, а затем и потребность в здоровом образе жизни.
Публикация «Консультация для родителей „Здоровье детей — здоровье нации“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Темочки
К оздоровительным мероприятиям относится закаливание, что повышает сопротивляемость организма к болезням. В «минимум» закаливания входит использование неперегревающей одежды.
Вот так всегда мы из детей
Растим бойцов – богатырей,
А не тепличное созданье.
Мытье рук, лица холодной водой – закаливающая процедура, которая способствует лучшему снабжению кровью внутренних органов, головного мозга. Ребенок становится бодрее, ему лучше думается, быстрее проходит усталость, как физическая, так и психическая. Улучшается настроение.
Нужно мыться непременно
Утром, вечером и днем,
Перед каждою едою,
После сна и перед сном.
Восемь сорок, всех детей
Завтрак ждет. За стол скорей!
И хороший аппетит никому не повредит.
При выполнении закаливающих процедур важно соблюдать принципы: систематичности, последовательности, индивидуального подхода.
Любые закаливающие процедуры должны вызывать положительные эмоции у детей.
Двигательная активность – непременное условие здоровья. Она сопутствует ребенку постоянно, в игре, бытовой деятельности, на прогулке.
В группе необходимо создавать условия для двигательной активности: мягкие канаты, кегли, мячи, кольцебросы, скакалки, лесенки для лазанья.
Двигательная активность становится средством не только физического развития, но и психологической разгрузки.
Утренняя гимнастика создает у детей хорошее настроение, поднимает мышечный тонус, обязательны упражнения по профилактике плоскостопия и нарушения осанки.
Мы сегодня рано встали
И зарядку делать стали.
Руки вверх! Руки вниз!
Влево - вправо повернись!
Дружно сели, дружно встали
И наклоны делать стали,
Стали прыгать и скакать,
А потом опять шагать.
Практика показывает, что одним из наиболее перспективных, а главное простых методов в оздоровлении детей является массаж биологически активных точек. Игровой массаж был предложен в детской практике А. А. Умонской.
Массаж рук – интенсивное воздействие на кончики пальцев, которое стимулирует прилив крови к рукам. Это благоприятствует психоэмоциональной устойчивости, физическому здоровью, повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм.
Эй, ребята, все ко мне!
Кто стоит там, в стороне?
А ну быстрей лови кураж
И начинай игру «Массаж».
Разотру ладошки сильно,
Каждый пальчик покручу,
Поздороваюсь со всеми.
Никого не обойду,
С ноготками поиграю, друг о друга их потру,
Потом руки «помочалю»,
Плечи мягко разомну,
Затем руки я помою.
Пальчик в пальчик я вложу,
На змочек их закрою
И тепло поберегу.
Вытяну я пальчики,
пусть бегут, как зайчики,
Раз-два, раз-два –
Вот и кончилась игра.
Вот и кончилась игра,
Отдыхает детвора.
Массаж волшебных точек ушей полезен, в частности, для улучшения работы органов дыхания и для защиты организма от простудных заболеваний.
Взяли ушки мы за мочки,
Вниз потянем их,
А теперь потрем немножко
Раз, два, три.
Взяли ушки за макушки,
Вверх потянем их.
Вниз по ушкам побежали,
Хорошенько все размяли.
Точечный массаж – реальная надежда на успех. Всего несколько минут в день помогут повысить иммунитет и закалить организм.
Вот у нас игра какая:
Хлоп ладошка, хлоп другая.
Хлопки в ладоши
Правой, правою ладошкой
Мы пошлёпаем немножко.
Шлепки по левой руке от плеча к кисти.
А теперь ладошкой левой
Ты хлопки погромче делай!
Тоже по правой.
А потом, потом, потом,
Даже щёки мы побьём.
Хлопки по щекам.
Вверх ладошки – хлоп, хлоп.
По коленкам шлёп, шлёп.
Хлопки над головой.
По коленям.
По плечам теперь похлопай,
По бокам себя пошлёпай.
По плечам,
По бокам.
Можешь хлопнуть за спиной,
Хлопаем перед собой.
По спине,
По груди.
Справа – можем, слева – можем!
И крест – накрест руки сложим.
Поколачивание ладонями по груди слева, справа.
И погладим мы себя,
Вот какая красота.
Поглаживание по рукам, груди, бокам и ногам.
Чтобы сберечь зрение, надо несколько раз в день выполнять гимнастику для глаз.
В дошкольном учреждении гимнастика для глаз имеет очень важное значение, поскольку выполняет целый ряд задач:
1. Общее оздоровление зрительного аппарата, профилактика различных нарушений в работе органов зрения: укрепление глазных мышц, снятие напряжения, предупреждение утомления, улучшение кровообращения в глазах.
2. Является эффективным дополнением в лечении уже имеющихся заболеваний: детской близорукости, дальнозоркости, астигматизма.
3. Формирует у воспитанников представления о важности заботы о своём здоровье, в частности, об органах зрения. Ребята узнают о ценности зрения.
4. Имеет обучающее значение. Выполняя зрительные упражнения, дети учатся ориентироваться в пространстве: закрепляют понятия «право» и «лево», «верх» и «низ», «поворот». Помимо этого, проведение гимнастики способствует развитию связной речи, обогащению словаря, закрепляет знакомые понятия об устройстве окружающего мира.
Вот какая стрекоза- как горошины глаза.
(Пальцами делают очки.)
Влево- вправо, назад- вперед-
(Глазами смотрят вправо- влево.)
Ну, совсем как вертолет.
(Круговые движения глаз)
Мы летаем высоко.
(Смотрят вверх.)
Мы летаем низко.
(Смотрят вниз.)
Мы летаем далеко.
(Смотрят вперед.)
Мы летаем близко.
(Смотрят вниз.)
Детей необходимо учить правильному носовому дыханию. Ведь дыхание через нос – это надежная защита от простуды. При дыхании через нос воздух прогревается значительно лучше, чем при дыхании ртом.
Подходи ко мне, дружок,
И садись скорей в кружок.
Носик ты быстрей найди
И ребятам покажи.
Надо носик очищать,
На прогулку собирать.
Каждый ребенок берет носовой платок или салфетку и тщательно очищает свой нос самостоятельно или с помощью взрослого.
Ротик ты свой закрывай,
Только с носиком гуляй.
Взрослый предлагает детям крепко закрыть рот, чтобы он не мешал гулять и хорошо дышать носу.
Вот так носик-баловник!
Он шалить у нас привык.
На вдохе ребенок оказывает сопротивление воздуху, надавливая большим и указательным пальцами одной руки на крылья носа.
Тише, тише, не спеши,
Ароматом подыши.
Ребенок выполняет 10 вдохов-выдохов через правую и левую ноздрю, поочередно закрывая их указательным пальцем.
Хорошо гулять в саду
И поет нос: «Ба-бо-бу».
На выдохе малыш постукивает указательным пальцем по крыльям носа и поет: «Ба-бо-бу».
Надо носик нам погреть,
Его немного потереть.
Ребенок располагает на переносице указательные пальцы и выполняет ими движение к крыльям носа, затем вверх и обратно. Таким образом, делается как бы растирание.
Нагулялся носик мой,
Возвращается домой.
Дети убирают платки и салфетки. Показывают взрослому, что их носик вернулся.
Потребность растущего организма в кислороде более чем в 2 раза превышает таковую у взрослых, детям нужно гулять не менее 2 раз в день по 1-2 часа.
Под влиянием свежего воздуха не только повышается тонус нервной, дыхательной, пищеварительной системы, но и возрастает количество эритроцитов и гемоглобина в крови.
Основное время на прогулке дети проводят в движении.
Подвижные игры – источник радостных эмоций. Подчиняясь правилам в игре, ребенок ведет себя, как персонаж (высоко прыгает, как зайчик; крадется, как кошечка за мышкой).
В таких играх дети непосредственны, повторяют движения снова и снова и не устают, любят выполнять ведущие роли.
Оздоровительный бег на прогулках развивает выносливость.
В любую погоду дома не сиди!
Поскорее одевайся и на прогулку иди!
На улице ждут тебя игры и смех,
Будет здоровье – будет успех!
Одним из факторов, отрицательно влияющих на здоровье, является нерациональное питание.
Мы сталкиваемся с детскими проблемами: сластена, еда на улице, несоблюдение режима питания, быстрая еда, еда с немытыми руками, переедание.
На что нужно обращать внимание? Сервировка стола должна быть такой, чтобы она вызывала желание быть аккуратным, с одной стороны; с другой стороны, красиво сервированный стол и внешний вид подаваемых блюд оказывает благоприятное воздействие на пищеварение.
Дошкольникам нужно рассказывать о полезной еде, о продуктах, дающих организму энергию. А еще надо обязательно включать в рацион питания продукты, содержащие витамины: овощи, фрукты.
И не забывать о гигиене полости рта.
Если хочешь быть здоровым,
Правильно питайся,
Ешь побольше витаминов,
С болезнями справляйся!
Формируя у детей привычку к здоровому образу жизни, нужно обращать внимание на значимость для их организма сна. Непременное условие для качественного сна – постоянный приток свежего воздуха, поэтому сон проходит на фоне одностороннего проветривания.
В детском садике сейчас –
Тихий-тихий-тихий час!
Словно целую страну
Погрузили в тишину…
Пробуждение – серьезнейший момент для насыщения жизни малыша движениями. Исследованиями физиологов доказано, что гимнастика в постели дает прекрасный оздоровительный эффект, при этом она доступна и приятна как лежебокам, так и подвижным детям.
После сна упражнения проводятся на кроватках.
Объявляется подъем! Сон закончился – встаем!
Но не сразу. Сначала руки проснулись, потянулись.
Выпрямляются ножки, поплясали немножко.
На живот перевернемся, прогнемся.
А потом на спину снова, вот уж мостики готовы.
Немножко поедем на велосипеде.
Голову приподнимаем, лежать больные не желаем.
Раз, два, три и точно в раз на коврик нужно нам попасть.
Этот коврик необычный, пуговичный, симпатичный.
Этот коврик очень важный. Он лечебный, он массажный.
Потопчитесь, походите и немножко пробегите.
Теперь по полу пойдем на носках, на пятках,
На внешней стороне стопы, а потом вприсядку!
Мы трусцою пробежим, потанцевать чуть-чуть хотим.
После легкого круженья фигуру сделаем на удивленье.
Грудную клетку поднимаем-опускаем,
Вдох и выдох выполняем.
Окончательно просыпаемся, за дела принимаемся!
Главное правило – везде быть веселым, в этом залог здоровья.
Смех, как яркое выражение положительных эмоций, обладает большой целительной силой.
У детей развивается чувство юмора во время чтения веселых рассказов, рассказывания веселых стихов. Чем больше ребенок смеется, тем лучше. Веселье является показателем психического здоровья.
Лучше съешьте вы ириску
Или сладких сухарей,
А капризку, а капризку
Прочь гоните поскорей!
Воспитание у ребенка потребности к здоровому образу жизни – это длительный процесс, в ходе которого ребенок запоминает определенные «можно» и «нельзя», которые становятся частицей его «я», внутренним убеждением.
Поэтому алгоритм решения данной задачи может быть таким:
• от удовольствия к привычке;
• от привычки к потребности.