Наталья Самсонова
Консультация для родителей «Застенчивый ребенок»
▼ Скачать + Заказать документы
Наверное, в самую последнюю очередь люди, ожидающие рождения ребенка, думают о том, будет ли их ребенок робким и застенчивым. Обычно нас волнует только здоровье новорожденного.
Концентрируя все свое внимание на развитии моторно-двигательных и языковых навыков ребенка и его образовании, родители забывают о его социальном и эмоциональном росте. Обычно мы замечаем, что с ребенком не все в порядке, слишком поздно, когда он уже запуган целым миром. Некоторые родители вообще не уделяют эмоциональному здоровью ребенка никакого внимания, если он хорошо себя ведет и не создает своим поведением никаких проблем. А другие даже хотели бы, чтобы их дети были застенчивыми и робкими. Такие люди в воспитании детей обычно руководствуются следующими принципами: «молчание – золото», «детей должно быть видно, но не должно быть слышно» и «главное – послушание». К счастью, не все родители и вообще взрослые люди, которым дети привыкли доверять, решают вопрос детского воспитания таким образом.
Публикация «Консультация для родителей „Застенчивый ребенок“» размещена в разделах
- Застенчивость. Работа с застенчивыми детьми
- Застенчивый ребенок. Консультации
- Консультации для родителей
- Темочки
Как правило, застенчивость появляется в детстве.
Многие родители сталкиваются с застенчивостью своих детей чаще всего в ситуациях, когда ходят с ребенком в гости. Ребенок робеет, прижимается к маме, не отвечает на вопросы взрослых. Иногда дети стесняются подойти к группе играющих сверстников, не решаются включиться в их игру. Это один круг ситуаций, в которых проявляется детская застенчивость. На самом деле таких ситуаций намного больше и часто они оказываются вне поля зрения родных, например, в детском саду, где ребенку приходится общаться с разными педагогами, отвечать на занятиях, выступать на праздниках. В этих ситуациях малыш не может найти защиты у мамы и вынужден сам справляться со своей проблемой.
Наблюдения показывают, что возникшая в раннем детстве застенчивость обычно сохраняется на протяжении всего дошкольного возраста. Но особенно отчетливо оно проявляется на пятом году жизни. Это связано с тем, что в этом возрасте у детей формируется потребность в уважительном отношении к ним со стороны взрослого. Ребенок остро реагирует на замечания, обижается на шутку, иронию в свой адрес, в этот период ему особенно нужны похвала и одобрение взрослого. Взрослым необходимо вести себя особенно внимательно и деликатно по отношению к застенчивому ребенку.
Застенчивость ярче всего проявляется в тех видах деятельности, которые являются новыми для ребенка. Он чувствует себя неуверенно, стесняется проявить свою неумелость, боится признаться в этом, попросить помощи.
Уязвимой у застенчивого ребенка оказывается область чувств. Он не склонен к яркому проявлению своих эмоций, а когда возникает необходимость в этом, он робеет и замыкается в себе. Ребенок одновременно испытывает желание вести себя непринужденно и страх перед спонтанным выражением чувств. Это проявляется даже в игре.
Для застенчивого ребенка характерно стремление оградить пространство своей личности от постороннего вмешательства. Его смущают ситуации, в которых привлекается внимание к нему, в которых он должен что- то рассказать о себе. Он стремится уйти в себя, раствориться среди других, стать незаметным.
Часто застенчивые дети как бы заранее готовят себя к неудаче. Поэтому в их высказываниях перед деятельностью и по ходу ее нередко звучат слова: «У меня не получится». Смущение может возникнуть и после успешного решения задачи. Ребенок радуется своему успеху, но не решается сказать об этом.
Таким образом, основные затруднения в общении застенчивого ребенка с другими людьми лежат в сфере его отношения к самому себе и отношения к нему других людей.
Традиционно считается, что у застенчивых детей снижена самооценка, что они плохо думают о себе. Однако это не совсем так. Как правило, застенчивый ребенок считает себя очень хорошим, самым лучшим, то есть отношение к себе как к личности у него самое положительное. Его проблема заключается в другом. Ему представляется, что другие относятся к нему хуже, чем он сам относится к себе. С возрастом у застенчивого ребенка наблюдается тенденция к разрыву в оценке себя самим и другими людьми. Дети продолжают высоко оценивать себя со всей точки зрения, но все ниже с точки зрения взрослых- родителей и воспитателей. Сомнение в положительном отношении к себе других людей вносит дисгармонию в самоощущение ребенка, заставляет его мучиться сомнениями относительно ценности своего Я. Врожденная чувствительность к социальным воздействиям способствует формированию особого типа личности застенчивого ребенка. Ее особенность заключается в том, что все, что делает ребенок, проверяется им через отношение других. Тревога о своем Я часто заслоняет для него содержание деятельности. Ребенок сосредоточен не только на том, что он делает, сколько на том, как его оценят взрослые: личностные мотивы всегда выступают для него главными, заслоняя собой и познавательные, и деловые, что затрудняет протекание как самой деятельности, так и общения. В общении с близкими людьми, где характер отношения взрослых ясен и привычен для ребенка, личностный фактор может уходить в тень, а в общении с посторонними он четко выступает на первый план, подчас провоцируя защитные формы поведения, которые проявляются в «уходе в себя», а иногда в принятии «маски равнодушия».Мучительное переживание своей уязвимости сковывает ребенка, не дает ему возможности проявить способности, выразить свои переживания. В ситуациях, когда ребенок забывает о себе, он становится таким же открытым и общительным, как и его незастенчивые ровесники.
Можно ли помочь ребенку справиться с застенчивостью и как это сделать?
Пожалуй самое главное- это поднять самооценку ребенка в той части, которая связана с его восприятием отношения к себе других людей. Проанализируйте свое отношение к ребенку. Безусловно, вы любите его. Но всегда ли вы выражаете эту любовь в реальном поведении? Часто ли вы говорите своему малышу о том, как сильно вы его любите? Любите просто так, ни за что. Взгляните на ситуацию в семье глазами ребенка. Может быть, ему не хватает выражения вашей любви, похвалы или поддержки? Ведь мы так часто обращаем внимание на своих детей лишь тогда, когда они что- то делают плохо, и не замечаем их достижений, хороших поступков.
Застенчивые дети доставляют родителям меньше хлопот, чем озорные и непослушные. Поэтому и внимания им уделяется меньше, в то время как именно таким детям оно требуется в большей мере.
Они не заявляют об этом открыто, но потребности в доброжелательном внимании, уважении к своей личности у них развиты очень сильно. Без удовлетворения этих потребностей у ребенка не закладывается тот фундамент, который лежит в основе его развития,- доверие к людям, позволяющее активно и безбоязненно входить в окружающий мир, творчески осваивать и преобразовывать его. Взрослый должен воспитывать в себе умение быть внимательным к ребенку не только в случае, когда тот обращается за помощью или поддержкой, но и тогда, когда она, на первый взгляд, ему не нужна.
Следующая задача- помочь ребенку повысить самооценку в некоторых видах деятельности, поддержать его уверенность в себе. Застенчивый ребенок боится отрицательной оценки, но это не значит, что оценка не нужна ему вовсе. Делая что – то вместе с ребенком, выразите убежденность в том, что он справится с задачей, а если нет, то это не беда, и вы всегда поможете ему и вместе преодолеете трудности. Если вы видите, что ребенок слишком сосредоточен на оценке и это тормозит его действия, отвлеките его от оценочной стороны деятельности. Здесь вам помогут игровые приемы и юмор. Обыграйте ситуацию, внесите в нее элементы воображения.
У застенчивых детей в большей мере сформирован внутренний запрет на поступки и действия, порицаемые взрослыми, и это может тормозить их инициативность и творческие проявления. Задумайтесь, не слишком ли часто вы ограничиваете свободу ребенка, его непосредственность и любознательность. Не сочтите за кощунство совет иногда нарушить правила: ваше гибкое поведение поможет малышу избавиться от страха наказания, от чрезмерной скованности. Если вы не хотите, чтобы ваш ребенок испортил вашу губную помаду или испачкался ею, дайте ему старую и ненужную, предложите нарисовать ею на листе бумаги; если вам жаль, на которых маленькие дети иногда любят порисовать, предложите им кусок обоев, оставшийся после ремонта. Разложите его на полу и вместе с малышом нарисуйте красками небольшую картину. Позвольте ему рисовать и кисточкой, и пальцем, и всей ладошкой. Это очень хорошее упражнение для релаксации, снятия напряжения. Почти любое, на первый взгляд, «неправильное» желание ребенка можно обыграть и превратить в интересное и полезное занятие. Не бойтесь того, что ребенок перестанет быть дисциплинированным. Далеко не всегда ограничения приносят пользу для развития. Напротив, чрезмерные ограничения часто оказываются причиной детских неврозов.
Не менее важно помочь ребенку научиться свободно и раскрепощено выражать свои эмоции, желания, чувства. Застенчивые дети часто держатся сковано, особенно если на них смотрят окружающие. Снять внутреннее напряжение, почувствовать себя свободно помогут специально организованные игры.
Подвижные игры со взрослыми помогут ребенку не только выразить свои эмоции, активизировать жизненную энергию, но и установить непосредственные отношения с вами на основе равенства, сопереживания. А игры- соревнования в кегли, мяч, в преодоление препятствий и прочие забавы, которые сопровождаются громкими возгласами, смехом также помогут ребенку снять торможение, почувствовать себя увереннее, получить удовольствие от победы, похвалу и признание себя как личности. Раскрепощению эмоциональной сферы, лучшему освоению языка эмоций хорошо способствуют игры-пантомимы: «Где мы были», «Угадай эмоцию», «Где были не скажем, а что делали покажем» и другие. Более действенным приемом борьбы со стеснительностью являются игры-фантазии, в которых различные персонажи наделяются чертами самого ребенка, а ситуации близки к тем, которые особенно волнуют его, вызывают тревогу или страх. Такие игры помогают малышу в безопасной для него атмосфере игры как бы со стороны посмотреть на свои трудности, понять, что они бывают и у других детей, приобрести опыт их разрешения.
Опыт новых отношений со взрослыми и сверстниками, приобретенный в игре, поможет им лучше справляться с реальными жизненными ситуациями.
Литература.
1. Филипп Зимбардо, Ширли Рэдл Застенчивый ребенок. М., 2005.
2. Журнал «Дошкольное воспитание» №4, 2000.