АФАНАСЬЕВА ТАТЬЯНА НИКОЛАЕВНА
Консультация для родителей «Занятия ребенка во дворе и на огороде»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для родителей «Занятия ребенка во дворе и на огороде»
Консультация для родителей «Занятия ребенка во дворе и на огороде»
Приобщать ребенка к природе следует в любом случае. Если домашние условия не позволяют выращивать комнатные растения и содержать животных, можно заняться этим возле дома. Зимой можно сделать кормушку для птиц. Уже в конце октября остающиеся на зимовку пернатые тянутся к жилью человека, выискивая места возможной кормежки. Как хорошо вместе с ребенком подумать об устройстве кормушки и подкормке птиц! Изготовить кормушку – дело нехитрое. Ее можно сделать виде домика, столика с бортиками или как-то еще. Важно, чтобы в этом деле участвовал ребенок. Его помощь невелика, но зато он узнает, для кого и как изготовляется кормушка и что все последующие дела: кормление птиц, ожидание их и наблюдение за ними – касаются его, а не взрослых. И вот кормушка готова и ей найдено место. Теперь самое главное - заинтересовать ребенка и привлечь его к регулярному сбору корма. Первое время взрослый и ребенок делают все вместе6 собирают в коробку или банку крошки хлеба, остатки сухой каши, добавляют немного геркулеса, пшена, сала и высыпают эту смесь в кормушку. Взрослый проявляет инициативу и время от времени посматривает на кормушку (не прилетели ли птицы) и предлагает ребенку понаблюдать за ними. Если кормушка установлена впервые, то птицы не сразу найдут её. поэтому возможно, что она поначалу останется без посетителей. Но вот одна-две птички начали кормиться. Теперь корм следует подкладывать регулярно: птицы будут прилетать постоянно и с каждым днем их будет все больше и больше. Это – большая радость для ребенка : его труды увенчались успехом! Постепенно ребенок сам привыкнет собирать и выкладывать корм.
Публикация «Консультация для родителей „Занятия ребенка во дворе и на огороде“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Овощи. Все на овощную тему для детей
- Овощи. Конспекты занятий
- Огород. Конспекты занятий
- Прогулки. Консультации
- Темочки
Следующая задача взрослого – помочь ему научиться содержательно наблюдать за птицами. Для этого ставьте перед ребенком конкретные цели для наблюдения. - Ты заметил, какие птицы прилетают к нашей кормушке? Одинаковые ли они? Как они называются7 - Понаблюдай за кормушкой, до того, как выложишь корм. Может быть, какие-нибудь птицы уже сидят на веточках? - Посмотри, клюют ли птицы корм в кормушке или улетают с ним? - Понаблюдай, как птицы относятся друг к другу: ссорятся или нет? Время от времени поддерживайте интерес ребенка к этой теме рисованием, лепкой или аппликацией, читайте книги.
Кроме подкормки птиц, можно привлечь ребенка к посадке деревьев, кустов, цветов возле дома, а в огороде - к выращиванию овощей.
Весной или осенью, когда идет посадка деревьев, можно предложить ребенку 4-7 лет посадить саженец.
- Давай, возле дома посадим твое собственное деревце,- говорит взрослый, показывая саженец, - Видишь, какое оно тоненькое и веток на нем мало – совсем маленькое еще, как и ты. Будете расти вместе, ты станешь постарше, а деревце повыше и потолще. А потом из него вырастет большое дерево и ты будешь знать, что посадил его ты.
Ребенок поможет выкопать яму, взрослый покажет, как правильно поставить палку и устроить возле нее деревце, расправить его корни, а потом засыпать яму землей.
Первое время ребенок будет следить, чтобы деревце не накренилось, самостоятельно поливать его.
В это время можно разучить с ребенком стихи. Вишенка
Раннею весною
В нынешнем году
Я сама сажала
Вишенку мою.
А теперь взгляните:
Обогнав меня.
Выросла за лето
Вишенка моя!
Ежегодно весной ребенка можно привлекать к посадке цветов. Полив, прополка, наблюдение за растениями – все это вполне доступно ребенку 5-7 лет.
Цветы
У тропинки около калитки
Ждут-пождут Наташу маргаритки.
- Принеси, Наташа, нам напиться,
Хороша холодная водица!
А анютин темненький глазок
Тоже просит: «Дай глотну разок!»
В лейке дождь Наташа принесла.
На цветке качается пчела.
Льется дождь из лейки на цветы.
Каждый просит: «Дай и мне воды!»
Напились, умылись, стали краше,
Хорошо им в садике Наташи!
Е. Трутнева
К цветам, которые посадил и вырастил ребенок. Следует относиться особенно бережно. Их можно поставить в самую красивую вазу, взять букет в гости и т. д. В огороде можно выделить грядку, на которой ребенок будет выращивать овощи. Пусть ребенок посадит на своей грядке разные овощи: лук, чеснок, морковь, салат, петрушку, редис, горох ит. д. Это поможет ему увидеть, как по-разному растут овощи: одни быстро, другие значительно дольше, одни сажают луковицей или клубнем, другие – семенами; у одних съедобны листья, зелень, у других – плоды. ребенок так же, как и взрослые, должен поливать свою грядку, пропалывать и подкармливать растения. Объясните ребенку, что за растениями нужно ухаживать, чтобы они росли быстро и давали вкусные и сочные плоды. Поэтому их нужно поливать, рыхлить землю на грядке, чтобы воздух и вода легко проходили в почву. Когда наступит время прополки, взрослый дожжен объяснить, что на грядке вместе с огородными растениями растут разные дикие травы. Это – сорняки, они пьют воду из земли, и мешают расти овощам, поэтому их необходимо удалить. Первую прополку делает взрослый, а ребенок наблюдают, так как маленькие всходы овощей ему трудно отличить от сорняков. Во время работы на огороде можно загадать ребенку загадки про овощи и фрукты, прочитать стихи. Важно научить дошкольника не только ухаживать за огородными растениями, но и наблюдать за ними. Ведь у него на глазах проходит полный жизненный цикл многих овощей и трав – от семени до семени (например горох, огурец, до семян можно довести редис, укроп). В наблюдениях важны два момента: ребенок должен научиться по ботве (вершкам) различать овощи и замечать изменения в развитии растений: вот появились первые (не основные) листики, затем – основные, затем их становится все больше и больше, наконец наступает цветение, а вслед за ним появляются долгожданные плоды. Самостоятельно выращивая овощи на огороде и собирая урожай, ребенок интересуется и наблюдает, куда и как их используют: что идет в салат, что – в суп; что можно есть в сыром виде, а что – обязательно варить; какие овощи следует заготавливать впрок. Повседневные разговоры с ребенком на эту тему помогут ему осмыслить значение труда взрослых.