МААМ-картинки

Консультация для родителей «Загадки как средство развития познавательной деятельности детей дошкольного возраста»

Седова Наталья Владимировна
Консультация для родителей «Загадки как средство развития познавательной деятельности детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

Консультация для родителей : "Загадки, как средство развития познавательной деятельности детей дошкольного возраста".

Загадка – это вид устного народного творчества. Созданные народом на протяжении многовековой истории, загадки составляют неоспоримое богатство его языка. Содержание загадок отражает жизнь и деятельность человека, явления окружающей действительности и т. д.

Темочки:

Увлекательным средством в обучении детей являются загадки. Когда ребенок отгадывает загадку, то у него активизируется словарный запас, он учится выделять главные признаки предметов. Вдумываясь в каждое слово, загадки заставляют ребенка сравнивать с другими словами, рифмами, находить различие.

Смешные ответы на многие загадки кажутся внезапно неожиданными, развивают чувство юмора ребенка и приучают его мыслить неординарно и творчески.

Возможности загадки многогранны. Посредствами загадки формируется любовь к народному творчеству, родному языку, вводят ребенка в мир лирики и поэзии, доставляя ему эстетическое наслаждение. Загадки приобщают детей к народному складу мышления, являясь средством духовно – нравственного и патриотического воспитания, повышают их интерес к окружающей действительности, формируют реалистическое представление о мире и природе.

Особое место загадка занимает в работе по развитию мышления детей. Своеобразной "гимнастикой мозга" является разгадывание загадок, мобилизующей и тренирующей его умственные силы. Находчивость, быстрота реакции, сообразительность, самостоятельность, умственная активность развивает у ребенка отгадывание загадок.

Детям нравится процесс отгадывания загадки, т. к. дисциплинирует детей, приучая детей к четкому алгоритму, к рассуждению и доказательству, развивает способность к анализу, обобщению и умозаключению.

Познавательный смысл загадки огромен. Загадки по темам содержат широчайший круг разнообразных сведений об окружающем мире и окружающей действительности. Загадки дают возможность использовать их для развития наблюдательности детей, закрепления знаний о признаках предметов, о существующих в окружающем мире связях между явлениями.

Конкретность загадки, её предметность, делают ее интересным дидактическим приемом. Загадка концентрирует внимание на внешнем виде, указывает на сущность предмета, его назначении и ставит четкие занимательные вопросы: что? откуда? что из чего делается? что чему служит?

Загадки помогают ребенку по-новому взглянуть на морозный узор, травинку, жука, санки, лыжи, грузовик, цветок, потому что загадка дает картинное описание предмета, красочно, сочно и ярко рисуя окружающий нас мир, развивая у детей поэтическое восприятие родного края. Точный подбор слов, меткие художественные средства, делают загадку поэтическим произведением малого жанра, которое доставляет эстетическое наслаждение.

Загадки — это первые образцы народной поэзии, наряду с песенками, пестушками, потягушками, потешками. Они обогащают слух ребенка разнообразными мелодиями, рифмами, подготавливают детей к более полному восприятию и пониманию поэтической основы произведений литературы.

Сказки, песни и пословицы тесно связаны с ритмико-методическая основой жанра загадки т. к. четкий ритм загадки совпадает с ритмом считалочки или скороговорки.

Отгадывание загадок способствует активному развитию речи детей. Загадки обогащают их словарь, помогают увидеть вторичные значения слов.

Например, помимо основного значения глагола идти (передвигаться, ребенок осознает и другие: действует механизм (идут часы, льет дождь (идет дождь).

Под влиянием загадок у ребенка складывается правильная привычка понимать слово, как живое и многогранное речевое средство, совершенствуя не только языковую подготовку ребенка, но и успешно расширяя его мыслительные способности и представления о материальном, духовном мире.

Размышления над загадками способствуют восприятию словообразовательных и формообразующих средств русского языка – морфем, т. к. без их понимания, невозможно уловить значение слова.

Загадка помогает осваивать и синтаксис родной русской речи, становясь для детей привычными, доступными, понятными. Дети учатся правильно строить вопросительные предложения, учатся логике организации однородных членов, требуя в обучении детей многократных практических упражнений. Огромное разнообразие загадок существенно помогает детям осваивать грамматический и лексический строй речи в ее многогранных проявлениях. Загадка заставляет и учит ребенка анализировать языковую структуру, открывать все «секреты» этой структуры, позволяет запоминать слова и образные формы слов, словосочетания, устойчивые обороты.

Несмотря на миниатюрность жанра, загадка обладает многими ценными качествами, так необходимыми в образовательной, воспитательной работе с детьми. Используя её, нужно уметь видеть ее педагогическую мудрость, глубину и эстетическую привлекательность.

При выборе загадок для детей дошкольного возраста необходимо учитывать: соответствие тематики загадок воспитательно-образовательным задачам и жизненному опыту ребенка; полноту и конкретность характеристики; доступность языка и степень сложности художественного образа; тип логической задачи и характер мыслительной операции при отгадывании.

Публикации по теме:

Посткроссинг как средство развития речевой, познавательной и творческой деятельности дошкольниковПосткроссинг как средство развития речевой, познавательной и творческой деятельности дошкольников В соответствии с ФГОС ДО основная цель речевого развития – это развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными.

Фотоотчет «Интерактивный стол — средство развития познавательной деятельности детей с ОВЗ»Фотоотчет «Интерактивный стол — средство развития познавательной деятельности детей с ОВЗ» Сегодня вряд ли актуален вопрос — нужно ли интерактивное оборудование в дошкольном образовании. Ответ очевиден. Существуют различные.

Консультация для родителей «Аппликация как средство развития творческих способностей детей раннего возраста»Консультация для родителей «Аппликация как средство развития творческих способностей детей раннего возраста» Аппликация - один из любимых детьми видов изобразительной деятельности: их радует яркий цвет бумаги, удачное расположение фигур, большой.

Консультация для родителей «Двигательная активность как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста»Консультация для родителей «Двигательная активность как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста» Работая с детьми, имеющими речевые нарушения, мы наблюдаем отставание в развитии двигательных функций. Это проявляется в виде недостаточной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Загадки как средство развития познавательной деятельности детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 28 декабря 2024 в 22:01
+96Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для родителей «Загадки как средство развития познавательной деятельности детей дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Седова Наталья Владимировна (УИ 934174) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 18.
Для просмотра комментариев
Календарь
01 февраля 2025 суббота
Последний месяц зимушки — февраль.
02 февраля 2025 воскресенье
Вот ёжик — ни головы, ни ножек!
Победа в Сталинградской битве!
Знакомимся с таинственным миром болот!
*



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД