Седова Наталья Владимировна
Консультация для родителей «Загадки как средство развития познавательной деятельности детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для родителей: "Загадки, как средство развития познавательной деятельности детей дошкольного возраста".
Загадка – это вид устного народного творчества. Созданные народом на протяжении многовековой истории, загадки составляют неоспоримое богатство его языка. Содержание загадок отражает жизнь и деятельность человека, явления окружающей действительности и т. д.
Увлекательным средством в обучении детей являются загадки. Когда ребенок отгадывает загадку, то у него активизируется словарный запас, он учится выделять главные признаки предметов. Вдумываясь в каждое слово, загадки заставляют ребенка сравнивать с другими словами, рифмами, находить различие.
Смешные ответы на многие загадки кажутся внезапно неожиданными, развивают чувство юмора ребенка и приучают его мыслить неординарно и творчески.
Возможности загадки многогранны. Посредствами загадки формируется любовь к народному творчеству, родному языку, вводят ребенка в мир лирики и поэзии, доставляя ему эстетическое наслаждение. Загадки приобщают детей к народному складу мышления, являясь средством духовно – нравственного и патриотического воспитания, повышают их интерес к окружающей действительности, формируют реалистическое представление о мире и природе.
Особое место загадка занимает в работе по развитию мышления детей. Своеобразной "гимнастикой мозга" является разгадывание загадок, мобилизующей и тренирующей его умственные силы. Находчивость, быстрота реакции, сообразительность, самостоятельность, умственная активность развивает у ребенка отгадывание загадок.
Детям нравится процесс отгадывания загадки, т. к. дисциплинирует детей, приучая детей к четкому алгоритму, к рассуждению и доказательству, развивает способность к анализу, обобщению и умозаключению.
Познавательный смысл загадки огромен. Загадки по темам содержат широчайший круг разнообразных сведений об окружающем мире и окружающей действительности. Загадки дают возможность использовать их для развития наблюдательности детей, закрепления знаний о признаках предметов, о существующих в окружающем мире связях между явлениями.
Конкретность загадки, её предметность, делают ее интересным дидактическим приемом. Загадка концентрирует внимание на внешнем виде, указывает на сущность предмета, его назначении и ставит четкие занимательные вопросы: что? откуда? что из чего делается? что чему служит?
Загадки помогают ребенку по-новому взглянуть на морозный узор, травинку, жука, санки, лыжи, грузовик, цветок, потому что загадка дает картинное описание предмета, красочно, сочно и ярко рисуя окружающий нас мир, развивая у детей поэтическое восприятие родного края. Точный подбор слов, меткие художественные средства, делают загадку поэтическим произведением малого жанра, которое доставляет эстетическое наслаждение.
Загадки — это первые образцы народной поэзии, наряду с песенками, пестушками, потягушками, потешками. Они обогащают слух ребенка разнообразными мелодиями, рифмами, подготавливают детей к более полному восприятию и пониманию поэтической основы произведений литературы.
Сказки, песни и пословицы тесно связаны с ритмико-методическая основой жанра загадки т. к. четкий ритм загадки совпадает с ритмом считалочки или скороговорки.
Отгадывание загадок способствует активному развитию речи детей. Загадки обогащают их словарь, помогают увидеть вторичные значения слов.
Например, помимо основного значения глагола идти (передвигаться, ребенок осознает и другие: действует механизм (идут часы, льет дождь (идет дождь).
Под влиянием загадок у ребенка складывается правильная привычка понимать слово, как живое и многогранное речевое средство, совершенствуя не только языковую подготовку ребенка, но и успешно расширяя его мыслительные способности и представления о материальном, духовном мире.
Размышления над загадками способствуют восприятию словообразовательных и формообразующих средств русского языка – морфем, т. к. без их понимания, невозможно уловить значение слова.
Загадка помогает осваивать и синтаксис родной русской речи, становясь для детей привычными, доступными, понятными. Дети учатся правильно строить вопросительные предложения, учатся логике организации однородных членов, требуя в обучении детей многократных практических упражнений. Огромное разнообразие загадок существенно помогает детям осваивать грамматический и лексический строй речи в ее многогранных проявлениях. Загадка заставляет и учит ребенка анализировать языковую структуру, открывать все «секреты» этой структуры, позволяет запоминать слова и образные формы слов, словосочетания, устойчивые обороты.
Несмотря на миниатюрность жанра, загадка обладает многими ценными качествами, так необходимыми в образовательной, воспитательной работе с детьми. Используя её, нужно уметь видеть ее педагогическую мудрость, глубину и эстетическую привлекательность.
При выборе загадок для детей дошкольного возраста необходимо учитывать: соответствие тематики загадок воспитательно-образовательным задачам и жизненному опыту ребенка; полноту и конкретность характеристики; доступность языка и степень сложности художественного образа; тип логической задачи и характер мыслительной операции при отгадывании.