Юлия Погор
Консультация для родителей «Зачем ребенку рисовать музыку»
▼ Скачать + Заказать документы
Согласитесь, визуальная часть мира (то, что мы видим) очень важна. И когда мы слушаем музыку, то подключаем свое воображение, опыт, ассоциации именно визуального характера.
- Вот тут музыка похожа на кудахтанье курицы или дождь;
- Здесь она так кружит, что напоминает полет шмеля;
- а здесь она взлетает;
- А вот часы пробили 12 и Золушка осталась ни с чем…
Мы используем свои "картинки" для понимания музыки. И чем больше этих "картинок", «зарисовок», «набросков» тем разносторонней восприятие и сильнее чувство эстетического удовольствия от услышанного.
Публикация «Консультация для родителей „Зачем ребенку рисовать музыку“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Музыка. Консультации для родителей
- Рисование. Все материалы
- Рисование. Консультации для родителей
- Темочки
Чтобы воспринимать и понимать музыку, мы ПРЕДСТАВЛЯЕМ…
Когда мы рисуем музыку, то закрепляем это представление, наглядно фиксируем музыкальный образ, делаем его своим знакомым, запоминаем и кладем в свою творческую копилку.
Причем, неважно - это цветовые эмоционально окрашенные пятна или карандашные линии, абстракции или предметные изображения.
В этом процессе не важна техника рисования и жанр, у нас нет задачи нарисовать пейзаж или портрет. Мы передаем свое впечатление от музыки - быстрой/медленной, плавной/резкой, изменчивой/постоянной, радостной/печальной. Мы интуитивно импровизируем в процессе слушания музыки в заданном смысловом пространстве, а смыслы нам дает название, композитор, стиль, движение, ритм, тембр.
Мы ТВОРИМ.
А дети, особенно дошкольники, воспринимают мир в синкретическом единстве - у них нет разделения на музыку, живопись, архитектуру и театр.
У них все – ТВОРЧЕСТВО!
Пятна, линии, узоры – все это живо интересует юного художника в возрасте 4 – 7 лет, он так или иначе сам обращается к этим формам в своем творчестве, он пока еще лишен или почти лишен распространенного взрослого недоверия к «простому».
Взрослый может рисовать произведение одновременно с детьми (при этом, не поощряя копирование своей работы). И если в первом случае (для более младших детей или для старших детей, которые впервые рисуют музыку) мы можем нарисовать портретный образ (кошечка, зайчик, новая кукла и т. д., то во втором случае (для опытных художников) мы можем применять для создания «портрета музыки» другие выразительные средства: пятна, линии, геометрические фигуры.
И вот ребенок узнает, что у музыки есть… настроение! А, дети уже знакомы с такой характеристикой по беседам на музыкальных занятиях. Далее взрослый беседует с ребятами о том, какие бывают цветовые ассоциации с разными видами настроения, например, красный цвет может означать активность, силу; зеленый – спокойствие; красный и желтый вместе – веселье.
Но не только цвет может помочь нарисовать «портрет музыки», но и формы. Взрослый спрашивает, если звучит медленная тихая мелодия, то можно ли изобразить ее короткими ритмичными черными полосками? Ребята отвечают, что нельзя и предлагают свои варианты, например, можно нарисовать длинные волнистые голубые линии, кто-то из детей даже показывает руками движения – ассоциации продолжаются в иной плоскости — пластической!
Какая бездна чистого, свободного вдохновения открывается перед человеком, который знаком с языком ассоциаций, поэзией абстракции! Он может выразить одну и ту же тему в музыке, изобразительном искусстве, слове, танце! Вряд ли найдется человек, который откажется обладать такой возможностью, но для этого необходимо расширять рамки восприятия с самого детства.
ИТАК, зачем рисовать музыку?
- Убедиться, что классику слушать интересно и увлекательно;
- Развивать образное творческое мышление;
- Накапливать слуховой и визуальный опыт, развивая левое и правое полушария мозга;
- Учиться интегрировать разные сферы творческой деятельности;
- Почувствовать себя творцом.
Практический совет:
Для рисования музыки у самых маленьких можно взять одно музыкальное произведение, как инструментальное, так и со словами: «Кошечка» Т. Ломова, «Лиса-плутовка» (нем. нар. музыка, «Зайчик», М. Старокадомский, сл. М. Клокова, «Слон», М. Раухвергер, «Новая кукла», П. Чайковский, «Борзый конь» Ц. Кюи, и др.
Для детей постарше можно взять уже два контрастных музыкальных произведения :
тихое, нежное/громкое, веселое/бурное, напряженное.
Вот примерная подборка классики, которая не раз чудесным образом служила натурой для рисования своего музыкального портрета : «Вальс снежных хлопьев», «Вальс цветов», «Баба-Яга», П. Чайковский, «Материнские ласки» А. Гречанинов, «Лунная соната» Л. Ван Бетховен, «Шутка» И. С. Бах, «Полет шмеля» Н. А. Римский-Корсаков, «Грустное настроение», муз. А. Штейнвиля, «Вечер», «Утро», «Прогулка», С. Прокофьев и др.