Маргарита Бессарабова
Консультация для родителей «Экономическое воспитание в семье»
▼ Скачать + Заказать документы
«Сколько бы ни был длинен путь, всегда начинается он с первого шага», - гласит восточная мудрость. А первые шаги в мир экономики ребенок делает в семье. Поэтому совместная работа педагогов и родителей просто необходима для успешного экономического воспитания детей дошкольного возраста.
Что может сталь содержанием экономического воспитания в семье? Это прежде всего, домашнее хозяйство (домашние дела родителей, профессии родных и т. д., семейный бюджет (доходы и расходы, зарплаты, пенсия, деньги и др.
Публикация «Консультация для родителей „Экономическое воспитание в семье“» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Консультации для родителей
- Темочки
Совместный труд в семье позволяет удовлетворить потребность детей в общении, приучает ребенка к аккуратности, ответственности. Именно в семье при участии в совместную хозяйственную деятельность дети приучаются к бережливости, экономности. Бережливость и экономность – показатели общей культуры человека, его зрелости. Они часто свидетельствуют об умении заботиться: о членах своей семьи, о вещах, их окружающих, о себе.
Например: В доме сломался шкаф. Папа стал ремонтировать его, привлекая при этом ребенка. Небольшая помощь (поддержать дверку или подать отвертку, но важнее всего то, что подчеркивается значимость его работы для близких людей. Он помог папе.
При знакомстве детей с профессиями родных и близких раскрывается роль этих профессий в обеспечении нужд и потребностей семьи.
Путешествуя с родителями по городу, в котором живет семья, ребенок видит здания: больницу, банк, магазин, школу – это места работы людей. Работа существует для того, чтобы обеспечить семью предметами, которые ей необходимы. Постепенно у детей формируется представления о взаимосвязи понятий труд и деньги.
Совершение с ребенком совместных покупок и является объяснением ребенку их значимости в семье. К примеру, если купить ребенку много сладостей, игрушек, то вы не сможете купить хлеб или заплатить за электричество. А это является более важным.
Привлекая (по возможности) детей к обсуждению семейного бюджета вы воспитываете правильное отношение к деньгам, развиваете умения считаться с потребностями и желаниями всех членов семьи.
В жизни семьи постоянно возникают ситуации, которые становятся предметом разговора: о планировании семейного бюджета, о добрых делах родителей и детей, и ребенок может принимать в этом участие. В процессе обсуждения ребенок совместно с родителями решает важные вопросы, например:
- Как накопить деньги на желаемую покупку?
- Можно ли купить игрушку, не оплатив основные расходы семьи (плата за свет, воду и т. д. ?
Такие обсуждения помогают взрослым найти общий язык с детьми. Дети, ощущая свою причастность к важной стороне семейной жизни, осознают необходимость соизмерения своих желаний с потребностями семьи. Так развиваются способность разумно тратить деньги.
Родители знакомят детей с деньгами и их рациональным использованием. Старший дошкольник включается в реальную жизнь семьи. Он выполняет поручения родителей, связанные с некоторыми покупками. Сначала родители ему помогают, идут вместе с ребенком в магазин, где он делает покупки или отсчитывает деньги. Затем уже ребенок самостоятельно выполняет поручения. К примеру, следит за тем, чтобы в доме всегда был хлеб. Здесь ребенок учится правильному обращению с деньгами.
Родителям следует помнить, что приобщение ребенка к миру экономических знаний должно происходить естественно и непринужденно. А сделать это помогут игры. Например: «Семейный бюджет», «Кому что нужно», «Разложи правильно». Играя со взрослыми, ребенок легко и быстро усваивает материал.
В каждой семье читают детям книжки. Правильно поступают те родители, которые подбирают книги экономической направленности. Это могут быть рассказы Э. Успенского («Трое из Простоквашино», «Птичий рынок», «25 профессий Маши Филипенко», «Бизнес крокодила Гены», и др., С. Я. Маршака («Мастер – ломастер», «Почта», пр., К. И. Чуковского («Федорино горе», авторские и народные сказки («Сказка о рыбаке и рыбке», «Мужик и медведь», «Петушок и бобовое зернышко», «Мальчик – с – пальчик», «Морозко», «Три поросенка» и др., поговорки, загадки, пословицы. Сказка занимает особое место в жизни ребенка. Сюжеты сказок и сказочные персонажи привлекают детей. Сказка учит детей внимательно присматриваться к окружающему миру, делать правильные выводы и принимать самостоятельные решения, брать на себя ответственность.
Экономическое воспитание в семье не заменяет и не дублирует работу детского сада. В семье, это реальная экономическая среда, где накапливается определенный «экономический» опыт. Этот опыт в дальнейшем обогащается, уточняется, систематизируется. Знаниям придается социальная направленность, что позволяет ребенку впоследствии выстраивать линию собственного поведения.