Папки-передвижки

Консультация «Экономическое воспитание дошкольников»

Ирина Карабанова
Консультация «Экономическое воспитание дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы

Экономика - это, прежде всего, решение двух ключевых вопросов: откуда берутся средства (не обязательно деньги) и как ими распорядиться, при этом отсутствие одного из них делает недееспособным второй. Экономика - это хозяйство, совокупность всех процессов, используемых человеком для обеспечения жизни и удовлетворения своих потребностей. Экономическое воспитание - одна из граней воспитательного процесса дошкольников.

Публикация «Консультация „Экономическое воспитание дошкольников“» размещена в разделах

Приобщение ребенка к миру экономической действительности – одна из сложных и в то же время важных проблем. Сегодня – это предмет специальных исследований в школьной и дошкольной педагогике.

Ребенок, прежде всего, познает азы семейной экономики, поскольку именно в семье он делает свои первые шаги в мир экономической действительности, получает о ней первые представления.

Дошкольник узнает о труде, профессиях родных и близких, о финансовом положении семьи.

Старшие дошкольники учатся оперировать деньгами, соотносить доход с ценой на товар, узнают, что деньги служат средством обмена товарами между людьми.

Дети получают начальные сведения об экономике своего города, о профессиях, связанных с экономикой и бизнесом, о продукции, выпускаемой на предприятиях, и трудовых действиях по ее изготовлению и реализации, учатся уважать людей, которые трудятся и честно зарабатывают свои деньги. Процесс экономического воспитания реализуется через различные формы его организации.

Методы, приемы и средства обучения экономическому воспитанию старших дошкольников.

1. Художественная литература.

Сказка – литературный жанр с огромными дидактическими возможностями.

Русские народные сказки: «Лисичка со скалочкой», «Петушок и бобовое зернышко», «Волшебное кольцо», Братьев Гримм «Горшок каши», С. Аксаков «Аленький цветочек» - дают представление детям о бартере, как обмене одной вещи на другую, без денег.

Книга Э. Успенского и И. Агрона «Бизнес крокодила Гены» (гл. 4 «Банк») знакомит детей с новым экономическим понятием - банк, как надежно защищенном месте, где хранятся деньги, и понятием вкладчики банка, как люди, которые хранят свои деньги в банке, и получают за это от него премию

Мультфильм «Каникулы в Простоквашино» способствует закреплению знаний детей о деньгах, как цене товара, воспитывает умение делать простейшие умозаключения.

Сказка Ш. Перро «Кот в сапогах» дает детям представление об экономическом понятии собственность, закрепляет представление о собственности как о том, что принадлежит человеку.

Интересны и удачны авторские сказки, каждая из которых представляет как бы мини-программу ознакомления детей с экономическими понятиями. Одним из примеров может быть книга Кнышовой Л. В., Меньшиковой О. И., Поповой Т. Л. «Экономика для малышей, или как Миша стал бизнесменом». Дошкольники с интересом слушают истории про Мишу-бизнесмена, наблюдая за судьбами героев, сопереживая им, дошкольник присваивает их опыт, получает значимую информацию о жизни, природе, обществе.

Чтение художественной литературы способствует выделению мотивации и поступков героев и характеристике их действий, формирует словарь детей, а главное – дает объяснение многим непонятным экономическим явлениям.

2 .Дидактические игры экономического содержания :

Одной из наиболее эффективных форм работы с детьми в сфере экономического воспитания являются дидактические игры экономического содержания. Они способствуют закреплению и расширению знаний об экономических сферах деятельности взрослых, выработке элементарных практических навыков в сфере экономических отношений.

Кроме задач общей целевой направленности, эти игры развивают психические процессы, интеллект ребенка, совершенствуют личностные качества, создают предпосылки для психологической подготовленности к привлечению к экономической сфере деятельности.

В игре «Угадай, где продаются» у детей формируется умение соотносить название магазина с товарами, которые в нем продаются; развивается умение обобщать группы предметов.

«Магазин игрушек» - дает детям возможность практически осуществить процесс купли-продажи; развивает умение «видеть» товар, место производства, цену (стоимость).

Дидактическая игра «Что быстрее купят?» - развивает умение устанавливать зависимость между качеством товара, его ценой (стоимостью) и спросом на него.

В игре «Что и когда лучше продавать?» закрепляются знания детей о спросе на товар, о влиянии фактора сезонности (времени года) на реальный спрос

В дидактических играх: «Кем быть?», «Обмен», «Семейный бюджет», «Маленькие покупки» уточняются и закрепляются представления детей о мире экономических явлений, терминах, приобретаются новые экономические знания, умения и навыки. Дошкольники, совершая большое количество действий, учатся реализовывать их в разных условиях, с разными объектами, что повышает прочность и осознанность усвоения знаний.

3. Сюжетно-дидактические игры

Сделать экономику понятной помогут сюжетно-дидактические игры. Так, играя в профессии, дети постигают смысл труда, воспроизводят трудовые процессы взрослых и одновременно «обучаются» экономике. В сюжетно-ролевых играх моделируются реальные жизненные ситуации: операции купли-продажи, производства и сбыта готовой продукции и др. Соединение учебно-игровой и реальной деятельности наиболее эффективно для усвоения дошкольниками сложных экономических знаний.

В играх «Кондитерская фабрика», «Ателье для маленьких красавиц», «Рекламное агентство», «Супермаркет» и др. создаются наиболее благоприятные условия для развития у детей интереса к экономическим знаниям, естественная, приближенная к реальности обстановка, устанавливается психологически адекватная возрасту ситуация общения.

4. Непосредственно образовательная деятельность (занятия)

Занятия расширяют экономический кругозор, уточняют имеющиеся у них представления, знакомят с новыми престижными профессиями, позволяют понять роль труда в жизни человека, специфику товарно-денежных отношений и рекламы, учат разумно расходовать деньги, бережно относиться к вещам (игрушкам, одежде, обуви) и природным ресурсам.

Такие занятия как «Путешествие в прошлое денег», «Путешествие рубля» познакомят детей с историей возникновения денег их предназначением, развивают логическое мышление, воспитывают уважительное отношение к деньгам. ; формируют представление детей об экономических понятиях : валюта (как денежная единица других стран, обмен (бартер, реклама, цена, товар.

Занятие «Первые шаги в экономику» дает элементарные сведения об экономике, знакомит детей с «банком», как с учреждением, где хранятся деньги, с понятием «бюджет», составными элементами семейного бюджета;

Математическое развитие детей, прежде всего, направлено на освоение детьми предметно-специфического (математического) содержания, формирование познавательных и творческих способностей.

Математика вооружает ребенка средствами рационального познания мира. Счет, измерение, элементарные вычисления - это те способы, которые ребенок использует при решении различных задач, в том числе и экономического содержания.

Применение этих способов в познавательной и практической деятельности стимулирует поиск, открывает ребенку путь к творчеству. Математические знания можно рассматривать как основу развития у старших дошкольников элементарных экономических представлений.

В то же время ознакомление с экономической сферой действительности способствует переходу ребенка от формального усвоения математических знаний к их осознанному применению в новой области.

Решая проблемную ситуацию (экономического, математического, экологического содержания) ребенок приобщается к экономической действительности, учиться думать, ориентироваться в окружающем, проявлять инициативу, высказывать собственную и принимать чужую позицию, растет и реализуется его творческий потенциал.

Логические и задачи, решаемые детьми на занятиях сочетают в себе элементы проблемности и занимательности, вызывают напряжение ума, развивают фантазию, воображение и логику рассуждений. Решение таких задач повышает интерес ребенка к экономическим знаниям, учит видеть за названиями и терминами жизнь, красоту мира вещей, природы, людей.

Естественное соединение математических и экономических знаний следует осуществлять уже на начальной ступени их изучения.

Хорошо, если занятия будут проходить так, чтобы дети не получали «готовых» знаний, а сами делали открытия, узнавали что-то новое, ведь именно радость открытия нового формирует у детей познавательную мотивацию, а преодоление интеллектуальных трудностей развивает волевую сферу.

Заключение

Таким образом, работая в системе, можно добиться позитивных результатов в деле экономического воспитания дошкольников :

воспитать у детей навыки и привычки культурного поведения в быту,

умение беречь вещи и предметы и пользоваться ими по назначению, сформировать представление о том, что предметный мир – рукотворный, так как в каждый предмет, в каждую вещь вложен человеческий труд.

Воспитать уважение к труду, сформировать элементарные трудовые навыки.

Дети познакомятся с разнообразным миром профессий, что, возможно, в будущем повлияет на выбор жизненного пути.

Детям раскроются элементарные экономические понятия и явления, что будет способствовать социальной адаптации ребенка к жизни общества. Ребенок будет смотреть другими глазами на мир ценностей и потребностей человека. Свои желания и потребности он будет соотносить с возможностями семьи и социума, научиться уважать интересы близких ему людей.

Занимаясь экономикой, ребенок научится рационально планировать свои действия, экономно использовать материалы и средства.

На базе полученных знаний в дошкольном возрасте дети смогут подняться на следующую ступень экономического познания в школе, познакомиться с новыми, более сложными, экономическими понятиями. Все это имеет огромное значение для формирования личности человека.

Список используемой литературы:

1. Аменд А. Ф., Саламатов А. А. Формирование нравственных представлений дошкольников в процессе экономического воспитания // Детский сад от А до Я. 2003. №4. с. 55.

1. Аношина Л. М. Экономическое воспитание старших дошкольников в процессе ознакомления с новыми профессиями // Детский сад от А до Я. 2003. №4. с. 103.

2. Алиева Т. Экономика : жизнь и игра // Обруч. 1999. №1. с. 3.

3. Белка и компания. Экономика для детей в сказках, играх и задачах. Самара: Корпорация «Федоров», 1995. – с 112: ил. [Иллюстрации, игровые задания: Т. Проснякова].

4. Белокашина С. В. Экономика и дети. Пословицы и поговорки // Дошкольная педагогика. 2009. №7. с. 8.

5. Белокашина С. В. Экономика для дошкольников // Дошкольная педагогика. 2009. №8. с. 63.

6. Власова И. В. Готовим ребенка к жизни // Детский сад от А до Я. 2003. №4. с. 140.

7. Дошкольникам об экономике : пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / Е. Н. Табих. – Минск: Выш. шк., 2007. – 48 с. : ил.

8. Играем в экономику : комплексные занятия, сюжетно-ролевые игры и дидактические игры / авт. - сост. Л. Г. Киреева. – Волгоград: Учитель, 2008г. – 169 с.

9. Как знакомить детей с денежными единицами // Обруч. 1999. №7. с. 24.

Публикации по теме:

«Экономическое воспитание детей дошкольного возраста» «Экономическое воспитание детей дошкольного возраста» Сегодня каждый из нас понимает, что судьба государства зависит от экономической,.

Консультация для педагогов и родителей «Экономическое воспитание дошкольников, как необходимый фактор современности» Актуальность проблемы экономического воспитания дошкольников определяется социальным заказом, что определяется ФГОС дошкольного образования.

Консультация для родителей «Экономическое воспитание детей дошкольного возраста» Почему мы сегодня обращаемся к экономическому воспитанию детей дошкольного возраста? Наверное, потому, что все дети - это разные дети. Вспомните,.

Консультация «Патриотическое воспитание дошкольников» Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных, ведь детство и юность – самая благодатная.

Консультация «Патриотическое воспитание дошкольников» Панфёрова Наталья Фанизовна Воспитатель выс. кв. категории МДОУ «Детский сад №100 г. Магнитогорска» Патриотическое воспитание в детском.

Консультация «Экологическое воспитание дошкольников» Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я рада нашей встрече. Сегодня на мастер-классе я предлагаю вам продуктивно поработать, проявить свое творческое.

Экономическое воспитание детей дошкольного возраста: актуальность и значение Экономическое воспитание — это процесс, который направлен на взаимодействия взрослого и ребёнка. Он формирует духовную основу ребёнка, эмоций,.

Экономическое воспитание детей в ДОУ Для эффективности процесса экономического воспитания детей старшего дошкольного возраста исследователями определены оптимальные педагогические.

Экономическое воспитание в семье Экономическое воспитание в семье Работа по экономическому воспитанию дошкольников невозможна без участия родителей. Первое, что важно помнить,.

Консультация «Этнокультурное воспитание дошкольников» Сегодня все более явственно обнаруживается возрождение национального духа, национальной культуры и национальных традиций, духовных ценностей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Экономическое воспитание дошкольников»
Опубликовано: 10 сентября 2019 в 18:31
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Экономическое воспитание дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Карабанова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


Получи документы

РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД