наталья горовая
Консультация для родителей «Вырезать ножницами — это легко»
▼ Скачать + Заказать документы
Сегодня мы с Вами поговорим о том, как научить ребенка пользоваться ножницами и как научить ребенка вырезать ножницами. Дети с рождения знают, что такое ножницы. Ведь они постоянно видят, как взрослые подрезают им ногти. Естественно, что процесс пользования этим приспособлением вызывает у них явный интерес. Технические приемы работы ножницами дети осваивают постепенно. Овладение тем или иным приемом вырезывания – процесс длительный, требующий неоднократных повторений, упражнений. Обучение работе с ножницами и приемам вырезывания будет проходить более легко и успешно, если родители помогут малышу научиться правильно держать ножницы и пользоваться ими.
Публикация «Консультация для родителей „Вырезать ножницами — это легко“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Ножницы, вырезание из бумаги. Консультация
- Ножницы. Знакомство с ножницами
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2021
Манипуляции ножницами отлично развивают мелкую моторику, которая крайне важна для развития ребёнка в целом. Оказывается, самые обычные ножницы, которые есть в каждом доме, могут оказать очень большую помощь в подготовке ребенка к школе. А если Вы дадите ребенку ножницы еще до школы и научите правильно ими работать, то таких проблем в школе может совсем не возникнуть. Так что вместо журнала с наклейками купите ребёнку цветную бумагу, картон, клей и ножницы – пусть ребёнок сам вырезает и наклеивает картинки.
Но родители задаются рядом вопросов, связанных с этим предметом. Например, когда можно начинать давать ребенку в руки ножницы, как научить его обращаться с ними, как уберечь кроху от травм?
Ответ варьируется от индивидуальных и возрастных особенностей ребёнка. Различные авторы утверждают, что 2- летний ребёнок готов держать и использовать ножницы.
Однозначного ответа нет. Ведь все дети разные. Присмотритесь внимательно к вашему карапузу. Если он проявляет к ножницам интерес и может нормально держать их в руках – обязательно дайте попробовать резать и научите ими правильно пользоваться. Некоторые родители вообще не дают детям ножницы в целях безопасности. Но, подобный запрет – это не лучший способ защиты, он, наоборот, больше стимулирует познавательную деятельность.
Покупаем безопасные ножницы.
Знаете ли Вы, что для детского творчества есть специальные модели – безопасные. Они, как правило, небольшие по размеру, адаптированы под детские руки, легкие, удобные, с закругленными кончиками. Они защищены от того, что ребенок может пораниться во время работы. В магазинах можно найти ножницы практически любого размера, поэтому постарайтесь выбрать те, которые будут хорошо лежать в ручке ребенка. Детские ножницы обязательно должны иметь закругленные кончики, чтобы малыш не укололся и не поранил товарища. Существуют даже ножницы, у которых лезвия закрыты пластиком. Для совсем маленьких существуют ножницы с пластиковой пружиной на рукоятке, которая облегчает резание. В зависимости от положения пружины — ножницы могут закрываться до конца (как обычные ножницы) или не полностью для безопасности во время работы.
Сейчас можно найти комплекты ножниц с фигурными лезвиями. Такие ножницы не только помогут развить моторику, но и творческий потенциал.
Покажите ребёнку, как правильно нужно держать ножницы в руках и как резать. Первые движения по раскрытию и закрытию ножниц потренируйтесь в воздухе. После того, как карапуз поймет принцип действия, переходите на бумагу.
Обязательно понаблюдаете, какой рукой чаще совершает манипуляции ваш малыш, правой или левой. В зависимости от этого следует приобрести соответствующие ножницы: для правшей и для левшей.
Если Ваш малыш – левша, следует попытаться найти ножницы, созданные специально для леворуких детей (пользуясь обычными ножницами, держа их в левой руке, дети не видят линию разреза).
Обязательно объясните правила безопасного обращения с ножницами:
1. Ножницы – это инструмент для резки, и совсем не игрушка. Они острые, поэтому – опасные. Если их неправильно использовать, можно пораниться.
2. Ножницами можно резать картон, бумагу, ткань, нитки, вырезать различные элементы для аппликаций.
3. Нельзя бросать, махать, бегать с ними, прыгать, подносить к лицу, брать без разрешения.
4. Передавать ножницы нужно только закрытыми (с сомкнутыми лезвиями, кольцами вперед.
5. С этим инструментом можно работать только, сидя за столом под присмотром взрослых.
6. Каждый раз после работы ножницы нужно класть в футляр и хранить их в определённом постоянном месте.
7. Не разрешайте ребенку играть и баловаться с ножницами! Они должны использоваться строго по назначению.
Как правильно держать ножницы?
1. Ребенок должен держать руку так, чтобы большой палец находился вверху. Взрослому нужно надеть на пальчик одно из колец ножниц.
2. Во второе кольцо малыш сам должен продеть указательный палец.
3. Для удобства, во второе кольцо можно продеть и кончик среднего пальца. 4. Мизинец и безымянный палец нужно подогнуть, чтобы они упирались в ладонь.
5. Для того чтобы научить ребенка правильно держать ножницы, поднимите лист бумаги выше уровня его глаз. Если кроха захочет ее порезать, он автоматически возьмет ножницы правильно.
6. Помните, что работать с ножницами нужно, сидя за столом. Ноги ребенка должны упираться в пол. Локти – лежать на столе. Колени – согнуты под прямым углом.
7. В процессе вырезания руки должны быть немного прижаты к телу.
Как научить ребёнка пользоваться ножницами и вырезать ими?
Какими должны быть первые занятия с ножницами?
Чтобы ребёнок хорошо знал, как правильно держать ножницы, достаточно нарисовать смайлик на ногте большого пальца или приклеить наклейку. Мы скажем ребёнку, что смайлик должен всегда смотреть ему в лицо при вырезании. Это мешает ребёнку перевернуть руку вверх ногами при попытке разрезать бумагу.
Когда мы только учимся вырезать ножницами, первоначальная цель состоит в том, чтобы ребёнок научился правильно размещать руку, держащую ножницы, а также, чтобы другая рука держала бумагу, а не лежала без дела.
Следует провести предварительную подготовку для развития координации совместной работы правой и левой рук:
- рвать бумагу, газеты, фантики двумя руками;
- отжимать губку;
- театр теней с ножницами;
- различные виды пальчиковой гимнастики упражнений для развития мелкой моторики,
- работа с пластилином, тесто-пластилином, пальчиковыми красками.
Очень скучно вырезать бумагу? Дайте ребенку волю вырезать необычные материалы.
Режьте ножницами тесто, трубочки для коктейлей, пенополистироловые лотки, фольгу, оберточную пузырчатую пленку, листья капусты и многое другое! Включите фантазию, и Ваш ребенок получит море новых тактильных, звуковых, визуальных ощущений! Кроме того – это интереснейшее занятие развивает мелкую и крупную моторику, координацию глаз-рука.
Играйте в игры и пойте песни.
Чтобы ребенку не было скучно, поиграйте с ним в игру: «птичка прилетела в свое гнездышко – открывает клювик широко-широко», «птенчики выглядывают из гнездышка, зовут свою маму – открывают клювики мелко-мелко» (при этом раскрывать и закрывать концы ножниц в воздухе на различную ширину). Когда малыш почувствует себя увереннее, дайте ему бумагу и попросите показать, как ножницы кусаются.
Подберите удобное место для занятий.
Организуйте ребенку рабочее место, сядьте рядом, и первый раз наглядно продемонстрируйте, как надо правильно пользоваться ножницами.
Обратите внимание, что при работе понадобится большое количество бумаги и емкость, куда складываем нарезанную бумагу. Вместе после занятия выносим его в мусорное ведро.
Делайте это занятие веселым.
Для того, чтобы малыш с охотой занимался и учился, делайте занятия веселыми. Придумывайте различные задания и обыгрывайте их. Не выбрасывайте нарезки малыша. Вместе с ребенком «обыгрывайте» их в открытках, коллажах, поделках. И самое главное – хвалите свое пыхтящее чадо за любой, даже маленький успех, ведь он старается, в первую очередь, чтобы порадовать вас.
Вначале помогите ребёнку вырезать, держа бумагу. Когда ребёнок овладеет ножницами, постепенно усложняйте задачу.
Сначала ребенок должен научиться нарезать бумагу на кусочки и делать «бахрому». Помните, что процесс разрезания и нарезания хорошо влияет на развитие мелкой моторики, усидчивости, терпеливости и других полезных качеств. В каком возрасте ребенок способен научиться пользоваться ножницами? С трех-четырех лет дети уже могут делать небольшие разрезы на бумаге, а к 5-6 годам хорошо вырезать.
Какие задания можно использовать, чтобы сформировать и закрепить навык вырезания?
Чтобы заинтересовать и увлечь детей работой с ножницами, превратить это занятие в развивающую игру, я подобрала из интернета вырезалки-шаблоны для детей «Учимся вырезать ножницами». Это отличная практика навыков вырезания, а в дальнейшем письма.
Вы можете увеличить эффективность этих шаблонов для развития мелкой моторики детей следующим образом:
- сначала пусть дети обведут линии карандашом для тренировки графомоторных навыков;
- а после – порежут листы по этим линиям.
Мы переходим от простого к сложному, поэтому сначала будут прямые линии, затем ломаные, а затем округлые и изогнутые.
Последовательность работы с шаблонами-вырезалками следует выбирать от сложности линий для разрезания, индивидуальных и возрастных особенностей детей.
Вырезалки «Самолёты»
Вырезалки «Лягушки»
Вырезалки «Ферма»
Вот так, соблюдая несложные правила и используя простые задания, можно быстро научить ребенка резать и пользоваться ножницами.
Помните, детям очень нравится заниматься именно с родителями, выслушивать от них положительные комментарии. Помните, что малышам необходима постоянное внимание значимого взрослого, его похвала и одобрение.
Ожидание такого внимания является одним из самых сильных психологических мотивов, побуждающих детей к деятельности и достижению результата. Поэтому хвалите своего ребенка и не бойтесь перехвалить!
Самое главное условие успешного овладения ножницами - это совместная деятельность между педагогом, родителями и ребенком