Ольга Бажаева
Консультация для родителей «Возрастные особенности детей третьего года жизни»
▼ Скачать
Как правило, дети 2-3 лет очень подвижны. Также стремительно идет и интеллектуальное развитие вашего малыша. А вот каким оно будет, зависит от ваших стараний.
Как развивать логическое мышление?
- игры на развитие пространственных представлений: «Найди спрятанную игрушку» (при этом нужно направлять: «давай заглянем в шкаф, под кровать, может, там спрятался наш мишка?»);
- игры на сортировку: по форме, цвету, размеру (можно брать что угодно: пуговицы, макароны, кубики разной величины, цвета; картинки)
- паззлы (2-3-4 части): первое время, естественно, малышу требуется помощь;
Публикация «Консультация для родителей „Возрастные особенности детей третьего года жизни“» размещена в разделах
- простой счет (считаем ступеньки, пальчики, все, что угодно; можно спрашивать, сколько малышу лет и показывать на пальцах);
- ориентировка во времени (стараться отмечать в течение дня, что делаем утром, днем, вечером, перед сном)
- игры на сопоставление: «Кто что ест?», «Где чей хвост -O- «Где чей дом?» и др. ;
- игры на нахождение фигуры по двум признакам: положите перед ребенком цветные бумажные кружки так, чтобы среди них были два желтых - Большой и маленький, или два красных квадрата разного размера; попросите малыша найти каждую пару (два желтых кружка или два красных квадрата).
Как изучать свойства предметов?
Тренироваться в запоминании понятий о предметах:
- длинный-короткий, высокий-низкий, широкий-узкий;
- теплый-холодный, гладкий-шершавый, твердый-мягкий (через осязание);
- одинаковые-разные;
- вкус и запах (через обоняние);
- названия цветов предметов;
- геометрические фигуры и формы.
Как развивать речь?
- читать вместе книжки, рассматривать картинки в них, обсуждать прочитанное, задавать наводящие вопросы, хвалить за правильные ответы;
- разрабатывать речевое дыхание (через дыхательные упражнения: мыльные пузыри, игры на дудочке, летом подуть на одуванчик, задувание свечки);
- обсуждать с крохой все события, которые с ним происходят в течение дня: что он видит из окна, во что играет, что кушал, какую игрушку любит и почему;
- пытаться рассказать хорошо знакомую сказку (обязательно помогать малышу и хвалить за правильные ответы);
- пополнять словарный запас ребенка прилагательными (чаще задавать вопрос со словом «какой?»)
Как развивать общую и мелкую моторику?
- лепка, рисование, аппликация;
- расстегивание/застегивание кнопок, пуговиц, молнии;
- самостоятельное одевание/раздевание;
- переливание воды, пересыпание крупы;
- самостоятельное мытье рук (показываем, как надо открывать и закрывать кран, намыливать руки, вытирать полотенцем, вешать его);
- доставать ложкой из емкости с водой контейнеры от киндер-сюрпризов;
- набирать и выливать воду пипеткой или клизмой;
- собирать воду с помощью губки, выжимать губку;
- игры с прищепками и шнуровкой;
- задания на соединение точек линией;
- перекладывать мелкие предметы (горох, бусинки) пинцетом;
- откручивать и закручивать крышки от бутылок;
- собирать пирамидки.
Как расширять знания об окружающем мире?
- изучать подробности жизни диких и домашних животных, птиц (где живут, что едят, названия частей тела, польза для человека, как называются их детеныши);
- наблюдать за природными явлениями (снег, дождь, радуга) и давать им объяснение;
- показывать и рассказывать о деревьях и цветах, растущих рядом;
- запоминать названия овощей, фруктов, ягод, грибов, встречающихся в повседневной жизни;
- рассказывать, из каких материалов сделаны окружающие предметы (дерево, металл, бумага, стекло, камень);
- расширять круг понятий (давать простейшие понятия, не перегружая внимание ребенка деталями: магазин, врач, больница, семья, транспорт, моря, корабли, железная дорога, поезд, вагон, рельсы, аквариум, рыбки, город);
- исследовать мир бытовой техники, знакомиться с профессиями.
У малышей на третьем году жизни может часто меняться настроение, при этом на любовь и поощрение он откликается лучше, чем на наказание. Помните, что непослушание – обычная составляющая процесса развития – так ребенок подстраивается к окружающему миру.
Ваш ребенок ничего не делает вам назло. Общение сложный момент, в процессе которого ребенок учится вести себя правильно. Чтобы приучить ребенка к дисциплине, постарайтесь быть последовательным, выступайте единым фронтом с мужем, направляйте энергию малыша в правильное русло. Научитесь предсказывать вспышки непослушания и предотвращать истерики. Например, с ребенком трудно справиться, если он устал. Помните об этом и следите, чтобы малыш своевременно отдыхал.
Если ваш ребенок хочет внимания, отвечайте на его вопросы, берите его на руки, проявляйте интерес к его занятиям. Малыши, которым уделяют мало внимания, гораздо чаще без причины капризничают. В этом возрасте малышу необходима не только физическая активность, но и тихие игры. Постарайтесь поддерживать баланс и особенно следите за тем, чтобы за некоторое время до сна ребенок успокаивался.
Детей двух-трех лет привлекают всевозможные предметы - от ножниц до ювелирных украшений. В таком возрасте дети еще не понимают, что можно трогать, а что брать нельзя. Не сердитесь на своего малыша, лучше заблаговременно уберите все опасные и/или ценные предметы из поля зрения ребенка.
Внимание двухлеток легко рассеивается, поэтому их необходимо «переключать» с одного занятия на другое, чтобы дети не скучали и не начинали капризничать. Постарайтесь, по возможности, превратить повседневные обязанности в игру. Например, во время похода в магазин разрешите ребенку самому класть покупки в корзину, выбирать фрукты и овощи. Так ребенок привыкает воспринимать поход за покупками как развлечение.
Родители несут ответственность за поступки ребенка, нередко мамам приходится краснеть за свое чадо в присутствии посторонних. Иногда родители сравнивают своих детей с чужими, бывает, что сравнение идет не в пользу своего ребенка. Не грустите понапрасну и не требуйте от ребенка совершенства, все равно ваш малыш – самый лучший.