Елена Степанова
Консультация для родителей «Восприятие иллюстраций»
▼ Скачать + Заказать документы
Как научить ребенка воспринимать иллюстрации как целостный сюжет?
При обучении восприятию иллюстраций надо помнить, что иллюстрации – это вторичная информация об окружающем мире, в которой специально выделяются какие-то стороны реальных объектов. Иллюстрации подчеркивают скрытые свойства, поворачивают объект так, чтобы эти свойства были более видны. Поэтому восприятие иллюстраций – важный этап в обучении ребенка.
Темочки:
При восприятии иллюстраций дети осваивают новые понятия об окружающем мире, у них формируются представления о нравственных и этических эталонах прекрасного, безобразного, трагического и комического, а также о способах их художественного изображения, о правилах и приемах анализа.
Существует три уровня восприятия :
-сенсорное, которое предполагает восприятие признаков явления через органы чувств;
-перцептивное, которое предполагает восприятие целостного объекта с помощью обследовательских действий;
- операторное, которое предполагает восприятие логики и смысла с помощью сопоставлений частей и целого с эталонами.
Для восприятия иллюстраций целесообразно формировать следующие действия:
-анализ логических отношений (расположение героев в пространстве и времени, их пропорциональное отношения, контрастные характеристики, действия);
-описание основных и второстепенных объектов, характера их основных свойств, действий, деталей, их взаимодействия для передачи особенностей;
-описание фона, дополнительных деталей и их роли в передаче сюжета;
-выявление смысла иллюстрации, который раскрывается через характеристику героев, их действия, внешние средства выразительности (мимику, жесты, позы, одежду, предметы, обстановку)усиленные цветом, формой, положением в пространстве и времени, размерами и пропорциями;
-преобразование иллюстрации в символическую форму, которая позволяет подчеркнуть, выделить ее основные отношения, характеристики.
При обучению восприятию иллюстрации следует учитывать возрастные особенности детей. Дети 2-3лет воспринимают иллюстрации отдельных простых предметов крупного размера, ярких цветов, простых форм, состоящих из 2-3 деталей. Восприятие через узнавание знакомых предметов. Дети 3-4 лет воспринимают простые сюжетные иллюстрации к знакомым стихам, сказкам, простые отношения, внешние характерные особенности героев, контрастные цвета, простые формы, размеры, пространственное расположение деталей. Дети 4-5 лет воспринимают главные и второстепенные элементы, их характеристики, могут назвать 2-3 формы, соотношение величин и форм, разнообразие цвета, основные действия и содержание, черно-белые графические изображения. Дети 5-6 лет воспринимают сложные объекты, разнообразные детали и признаки, пропорции, особенности формы, движений, пространственного расположения. Дети 6-7 лет могут воспринимать средства выразительности, с помощью которых передается в иллюстрации характер героев и смысл их отношений, чувства и настроения.
Этапы работы с иллюстрациями :
-рассматривание иллюстрации под руководством взрослого;
-беседа, которая раскрывает целостную характеристику иллюстрации;
-активные игры, которые усиливают восприятие отдельных сторон;
-повторная беседа по углубленному восприятию;
-творческая деятельность;
-самостоятельный анализ похожих иллюстраций.