Ирина Чижкова
Консультация для родителей воспитанников младшей группы «В семье растет одаренный ребёнок»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
- повышение педагогической компетенции родителей (законных представителей) в вопросах благотворного влияния музыки на развитие детей дошкольного возраста
Задачи:
1. Дать родителям необходимые знания о развитии одарённости у детей, раскрыть особенности, проблемы, интересы каждого ребёнка.
2. Совместно с родителями создавать благоприятные условия для реализации потенциала одарённых детей.
3. Развивать музыкальные способности детей в процессе различных видов деятельности, используя здоровьесберегающие (музыкальные) технологии
Детская одарённость, несомненно, занимает одно из ведущих мест среди самых интересных и загадочных явлений природы. Каждый ребёнок от рождения наделен огромным потенциалом, который при благоприятных условиях эффективно развивается и помогает ребёнку достигать больших высот в своём развитии. Невероятно важно, чтобы дар ребенка был сразу же замечен, оценён. Ребёнок должен почувствовать, что его талант важен для всех. Одарённый ребёнок может хорошо себя чувствовать лишь в том случае, если его талант востребован.
Создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одарённых детей, реализацию их творческого потенциала, является одной из приоритетных задач современного общества, развития науки и культуры, всех областей производства и социальной жизни. И тут возникает важный вопрос: как «не прозевать», «не зарыть в землю» музыкальную одарённость ребенка? Решение этой проблемы и составляет сверхзадачу родителей и педагогов, которую они должны решить в дошкольный период жизни ребенка.
Понятно, что чаще всего именно родители первыми замечают одарённость ребенка, хотя это не всегда легко сделать, так как не существует какого-то стереотипа одарённости - каждый ребёнок проявляет свои способности по-своему. Чаще всего одарённость ребенка остаётся незамеченной в семьях, где этот ребёнок является первым или единственным.
Иногда родители сопротивляются причислению своих детей к одаренным. Объясняется это, очевидно, тем, что родители одарённых детей, как члены своего общества, подвержены системе отношений и ценностей общества в целом.
Детская одарённость часто выступает как проявление закономерностей возрастного развития. Каждый детский возраст имеет свои предпосылки развития способностей. Под влиянием смены возраста, образования, освоения норм культурного поведения, типа семейного воспитания и т. д. может происходить «угасание» признаков детской одарённости. Вследствие этого, крайне сложно оценить меру устойчивости одарённости, проявляемой данным ребёнком на определённом отрезке времени. Кроме того, возникают трудности относительно прогноза превращения одарённого ребенка в одарённого взрослого.
Одарённость – это системное, развивающееся в течение жизни, качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одарённый ребёнок выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Музыкальность -это комплекс природных задатков, обеспечивающих возможность воспитания в человеке музыкального вкуса, способности полноценного восприятия музыки.
Каждому человеку присущи музыкальные задатки, хотя порой они остаются порой не выявленными или неразвитыми.
Выявлять музыкальные способности начинаем у детей с 4-х летнего возраст
В раннем возрасте ребёнок естественно открывает для себя красоту музыки, её волшебную силу, а в различной музыкальной деятельности раскрывает себя, свой творческий потенциал. Благодаря грамотным занятиям с воспитателями и музыкальным руководителем у малыша постепенно развивается музыкальный слух, а музыкально-ритмическое развитие естественным образом вливается в жизненный ритм малышей.
Одарённость часто проявляется в успешности деятельности, имеющей стихийный, самодеятельный характер. Например, увлечённый пением ребёнок может дома с энтузиазмом исполнять выученные в детском саду песни, попевки, танцы, но при этом не проявлять аналогичной активности непосредственно на музыкальном занятии.
В художественно - эстетической деятельности выделяют следующие виды одарённости:
- хореографическую,
- сценическую,
- литературно-поэтическую,
-изобразительную
-музыкальную одарённость.
Одарённость выступает как интегральное проявление разных способностей в целях конкретной деятельности. Дети с удовольствием принимают участие при разучивании музыкально-ритмического материала к музыкальным сказкам, активно участвуют в театрализованной деятельности, разучивают и исполняют стихи, песни, танцы, водят хороводы, исполняют инсценировки.
Иногда родители на празднике или развлечении узнают о наличии признаков одарённости у своих детей. Присутствие родителей на празднике или развлечении в детском саду, концертной площадке или на массовом городском мероприятии создают для детей мощный стимул для работы над музыкальным материалом.
А совместное исполнение песни или танца вместе с мамой или папой оставляют в памяти детей много радостных воспоминаний.
Становление системы музыкальности у музыкально одарённых детей подчиняется общим закономерностям развития музыкальных способностей в онтогенезе и характеризуется: опережающим развитием эмоциональной отзывчивости на музыку и сенсорных компонентов этой системы; ярким и интенсивным развитием музыкального мышления, опосредованным быстрым усвоением музыкального языка. Высокий уровень творчества и интеллекта у этих детей служит основой гармоничного развития репродуктивного и продуктивного компонентов музыкального мышления.
Музыкально одарённые дошкольники часто оказываются художественно одарёнными вообще, проявляя способности к изобразительной, литературной и другим видам художественной деятельности.
Диагностика музыкальности в нашем детском саду представляет собой процесс, состоящий из последовательных, проводимых ежегодно циклов диагностических обследований и систематических наблюдений за музыкальным развитием ребёнка.
У детей с общими задатками одарённости, но без выраженных на первом этапе музыкальных способностей, музыкальность в процессе специальных занятий развивается очень интенсивно.
Создание особой художественной атмосферы, музыкальности окружения, является мощным стимулом музыкального и общего развития детей.
Музыка оказывает оздоровительное воздействие на организм человека, выступая в качестве ритмического раздражителя, стимулирует физиологические процессы, происходящие ритмично как в двигательной, так и в вегетативной сфере.
Так как музыка положительно влияет на организм человека, для улучшения психического и физиологического развития детей, на музыкальных занятиях используются здоровьесберегающие технологии:
1. Валеологические песенки распевки:
- поднимают настроение
-задают позитивный тон к восприятию эмоционального
Совместное пропевание песни с родителями «С добрым утром глазки, вы проснулись?»
2. Дыхательные упражнения
-улучшают работу центральной нервной системы
- развивают бронхо -лёгочную систему
- наполняют мозг кислородом
Совместное выполнение дыхательных упражнений с родителями «Гудок», «Стук»
3. Артикуляционные упражнения
-развивают артикуляционный аппарат
-расслабляют мимические мышцы
Совместное выполнение артикуляционной песенки-распеки
«Ма-ма, ме-ме,ми, мо, му»
4. Фонопедические упражнения
-развивают интонационный слух
-расширяют певческий диапазон голоса
Совместное выполнение фонопедического упражнения с родителями
«Горка»
5. Игровой самомассаж
- развивает мелкую моторику
- стимулирует биологически активные точки
Совместное выполнение игрового самомассажа «Будем пальчики считать»
В заключении следует ещё раз напомнить всем родителям, каждый ребёнок одарённый от природы. Главная задача взрослых и педагогов и родителей, «разглядеть» природный дар и дать ему достойное развитие.
Родителям предлагается заполнить дома анкету на предмет выявления одарённости своего ребёнка по 8 видам одарённости.