Анна Дмитриевна
Консультация для родителей «Воспитание звуковой культуры речи детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитание звуковой культуры речи - не только отработка правильного произношения, хотя данная задача является одной из главных. При отработке звукопроизношения совершенствуются способность различать звуки, т. е фонематический слух; речевое дыхание, темп речи, сила и высота голоса; дикция и т. п. Все эти задачи легче решать, используя звуки, произношением которых ребенок владеет хорошо.
Публикация «Консультация для родителей „Воспитание звуковой культуры речи детей“» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
Формирование звукопроизношения осуществляется в три этапа: подготовка артикуляционного аппарата; уточнение произношения звука; закрепление звука в словах и фразовой речи.
Подготовка артикуляционного аппарата. С детьми проводят специальные упражнения, направленные на выработку и уточнение движений артикуляционного аппарата, обеспечивающих произношение тех или иных звуков.
Уточнение произношения звука (отработка произношения изолированного звука и в звукоподражаниях). Почти все гласные (кроме о) и некоторые согласные (в, ф, с, з, ц) легко соотнести с определенным образом: ааа-лепечит маленький ребенок, ууу- сигналит паровоз, ффф- фыркает еж. Это значительно облегчает работу по звукопроизношению.
Рассмотрим приемы, которые могут быть использованы для формирования звукопроизношения.
1. Сочетание звукового повторения с индивидуальным (3-4 повторения). (ууу – сигналит паровоз. Как он сигналит? Послушаем, как сигналит паровоз…
2. Использование «волшебного кубика». На его гранях наклеены картинки: ребенок, кораблик, паровоз, игрушка. «Вертись, крутись, на бочок ложись!»- приговаривают дети, в то время пока воспитатель переворачивает куб с грани на грань. Грани куба заполняются картинками постепенно, по мере знакомства детей с новыми звуками.
Необходимо выделить группу приемов, при использовании которых отработка произношения звука выступает как второстепенная задача, а главным является развитие речевого дыхания, темпа речи, интонационной выразительности: использование детьми песенок, выполнение детьми заданий, способствующих формированию интонационной выразительности речи.
Закрепление звука в словах и фразовой речи. На этом этапе используются свои приемы обучения.
1. Игры-инсценировки. По ходу игры дети произносят отдельные слова и фразы, в которых часто встречается осваиваемый звук. Параллельно осуществляется работа по формированию интонационной выразительности речи : ребенок часто произносит вопросительные и восклицательные предложения с разной интонацией: грусти, радости и т. п.
2. Использование отрывков из стихотворных произведений. Это могут быть программные и не программные произведения, новые и уже известные детям.
Если стихотворение знакомо детям, педагог читает отрывок, помогает малышам вспомнить название. Затем они 2-3 раза повторяют отрывок вместе с воспитателем. Если произведение новое, педагог сначала читает его целиком, затем напоминает отрывки, насыщенные обрабатываемым звуком, после чего дети повторяют тексты.
3. Использование дидактических упражнений типа «Узнай и назови». Дети достают из коробки (мешочка) игрушки или картинки, в названиях которых встречается определенный звук и называют их. Или педагог заранее раскладывает на столах картинки (изображением вниз). В определенный момент занятия дети берут по картинке и называют нарисованный на ней предмет. У нескольких детей картинки могут совпадать. По ходу игры воспитатель предлагает меняться картинками.
4. Повторение детьми определенных слов из текста, который рассказывает педагог.
5. Повторение детьми чистоговорок. Однако в целях воспитания у детей художественного вкуса следует строже подходить к выбору чистоговорок и там, где это возможно, заменять их строчками из народных колыбельных песенок. Исполнение колыбельных радует детей, положительно сказывается на атмосфере занятия в целом. К тому же это прекрасное средство для отработки речевого дыхания.
6. Воспитатель предлагает детям узнать предмет по описанию.
Отработка произношения любого звука обязательно предполагает уточнение произношения изолированного звука и затем закрепление его в словах и фразовой речи. В целом ряде случаев этому предшествует выработка определенных положений языка, губ, способствующих правильной артикуляции звука, хотя на занятиях дети и осваивают произношение звука по подражанию.
Специальные упражнения и игры на речевое дыхание «Бабочка, лети!», «Сдуем снежинки на ладони» удобнее проводить вне занятий с небольшими подгруппами из 5-6 человек.
Таким образом, занятия по воспитанию звуковой культуры речи с детьми младшего дошкольного возраста имеют следующую примерную структуру:
1. С детьми проводят упражнение, вырабатывающее подвижность органов артикуляционного аппарата (языка, губ, и т. д.) и в какой-то мере обеспечивающее четкое и правильное произношение звука, с которым дошкольников будут знакомить на данном занятии.
2. Воспитатель знакомит детей с новым звуком или звукоподражанием. В каждом удобном случае он связывает звук или звукоподражание с конкретным образом (ф – песенка ежа, пипи – пищит мышка)
3. Воспитатель предлагает детям 3-4 звукоподражания, содержащие отрабатываемый звук (б, БАМ, бим, бим-бом)
4. Детей упражняют в произношении звука в словах и фразовой речи. В этих целях используются рассказ воспитателя (без показа и с показом отдельных объектов и действий); инсценировка небольшого по объему произведения художественной литературы или рассказа, придуманного воспитателем; договаривание слов в знакомых детям стихах; дидактические и подвижные игры.
В процессе работы с семьей воспитатель указывает, чем и как следует заниматься с ребенком дома, как пользоваться практическим материалом, чтобы дети в процессе таких занятий не только получали знания, вырабатывая определенные навыки и умения, но и испытывая интерес к занятиям.
Чтобы научится правильно произносить звуки, слова, ребенок должен, прежде всего услышать их. Слуху принадлежит важная роль в овладении речью, в правильном и своевременном усвоении звуков. Слыша слова, а в словах одни и те же звуки, ребенок начинает и сам произносить их.
В воспитании и образовании маленьких детей большое значение имеют тесные контакты дошкольного учреждения и семьи. При этом наиболее полно используются педагогические возможности, обеспечивающие становление личности ребенка, создаются условия, необходимые для всестороннего гармоничного развития.