Приложение МААМ

Консультация для родителей «Воспитание звуковой культуры речи детей»

Анна Дмитриевна
Консультация для родителей «Воспитание звуковой культуры речи детей»
▼ Скачать + Заказать документы

Воспитание звуковой культуры речи - не только отработка правильного произношения, хотя данная задача является одной из главных. При отработке звукопроизношения совершенствуются способность различать звуки, т. е фонематический слух; речевое дыхание, темп речи, сила и высота голоса; дикция и т. п. Все эти задачи легче решать, используя звуки, произношением которых ребенок владеет хорошо.

Темочки:

Формирование звукопроизношения осуществляется в три этапа: подготовка артикуляционного аппарата; уточнение произношения звука; закрепление звука в словах и фразовой речи.

Подготовка артикуляционного аппарата. С детьми проводят специальные упражнения, направленные на выработку и уточнение движений артикуляционного аппарата, обеспечивающих произношение тех или иных звуков.

Уточнение произношения звука (отработка произношения изолированного звука и в звукоподражаниях). Почти все гласные (кроме о) и некоторые согласные (в, ф, с, з, ц) легко соотнести с определенным образом: ааа-лепечит маленький ребенок, ууу- сигналит паровоз, ффф- фыркает еж. Это значительно облегчает работу по звукопроизношению.

Рассмотрим приемы, которые могут быть использованы для формирования звукопроизношения.

1. Сочетание звукового повторения с индивидуальным (3-4 повторения). (ууу – сигналит паровоз. Как он сигналит? Послушаем, как сигналит паровоз…

2. Использование «волшебного кубика». На его гранях наклеены картинки: ребенок, кораблик, паровоз, игрушка. «Вертись, крутись, на бочок ложись!»- приговаривают дети, в то время пока воспитатель переворачивает куб с грани на грань. Грани куба заполняются картинками постепенно, по мере знакомства детей с новыми звуками.

Необходимо выделить группу приемов, при использовании которых отработка произношения звука выступает как второстепенная задача, а главным является развитие речевого дыхания, темпа речи, интонационной выразительности: использование детьми песенок, выполнение детьми заданий, способствующих формированию интонационной выразительности речи.

Закрепление звука в словах и фразовой речи. На этом этапе используются свои приемы обучения.

1. Игры-инсценировки. По ходу игры дети произносят отдельные слова и фразы, в которых часто встречается осваиваемый звук. Параллельно осуществляется работа по формированию интонационной выразительности речи : ребенок часто произносит вопросительные и восклицательные предложения с разной интонацией: грусти, радости и т. п.

2. Использование отрывков из стихотворных произведений. Это могут быть программные и не программные произведения, новые и уже известные детям.

Если стихотворение знакомо детям, педагог читает отрывок, помогает малышам вспомнить название. Затем они 2-3 раза повторяют отрывок вместе с воспитателем. Если произведение новое, педагог сначала читает его целиком, затем напоминает отрывки, насыщенные обрабатываемым звуком, после чего дети повторяют тексты.

3. Использование дидактических упражнений типа «Узнай и назови». Дети достают из коробки (мешочка) игрушки или картинки, в названиях которых встречается определенный звук и называют их. Или педагог заранее раскладывает на столах картинки (изображением вниз). В определенный момент занятия дети берут по картинке и называют нарисованный на ней предмет. У нескольких детей картинки могут совпадать. По ходу игры воспитатель предлагает меняться картинками.

4. Повторение детьми определенных слов из текста, который рассказывает педагог.

5. Повторение детьми чистоговорок. Однако в целях воспитания у детей художественного вкуса следует строже подходить к выбору чистоговорок и там, где это возможно, заменять их строчками из народных колыбельных песенок. Исполнение колыбельных радует детей, положительно сказывается на атмосфере занятия в целом. К тому же это прекрасное средство для отработки речевого дыхания.

6. Воспитатель предлагает детям узнать предмет по описанию.

Отработка произношения любого звука обязательно предполагает уточнение произношения изолированного звука и затем закрепление его в словах и фразовой речи. В целом ряде случаев этому предшествует выработка определенных положений языка, губ, способствующих правильной артикуляции звука, хотя на занятиях дети и осваивают произношение звука по подражанию.

Специальные упражнения и игры на речевое дыхание «Бабочка, лети!», «Сдуем снежинки на ладони» удобнее проводить вне занятий с небольшими подгруппами из 5-6 человек.

Таким образом, занятия по воспитанию звуковой культуры речи с детьми младшего дошкольного возраста имеют следующую примерную структуру:

1. С детьми проводят упражнение, вырабатывающее подвижность органов артикуляционного аппарата (языка, губ, и т. д.) и в какой-то мере обеспечивающее четкое и правильное произношение звука, с которым дошкольников будут знакомить на данном занятии.

2. Воспитатель знакомит детей с новым звуком или звукоподражанием. В каждом удобном случае он связывает звук или звукоподражание с конкретным образом (ф – песенка ежа, пипи – пищит мышка)

3. Воспитатель предлагает детям 3-4 звукоподражания, содержащие отрабатываемый звук (б, БАМ, бим, бим-бом)

4. Детей упражняют в произношении звука в словах и фразовой речи. В этих целях используются рассказ воспитателя (без показа и с показом отдельных объектов и действий); инсценировка небольшого по объему произведения художественной литературы или рассказа, придуманного воспитателем; договаривание слов в знакомых детям стихах; дидактические и подвижные игры.

В процессе работы с семьей воспитатель указывает, чем и как следует заниматься с ребенком дома, как пользоваться практическим материалом, чтобы дети в процессе таких занятий не только получали знания, вырабатывая определенные навыки и умения, но и испытывая интерес к занятиям.

Чтобы научится правильно произносить звуки, слова, ребенок должен, прежде всего услышать их. Слуху принадлежит важная роль в овладении речью, в правильном и своевременном усвоении звуков. Слыша слова, а в словах одни и те же звуки, ребенок начинает и сам произносить их.

В воспитании и образовании маленьких детей большое значение имеют тесные контакты дошкольного учреждения и семьи. При этом наиболее полно используются педагогические возможности, обеспечивающие становление личности ребенка, создаются условия, необходимые для всестороннего гармоничного развития.

Публикации по теме:

Дидактическая игра для старших дошкольников на формирование словаря и воспитание звуковой культуры речи «Звуковое лото»Дидактическая игра для старших дошкольников на формирование словаря и воспитание звуковой культуры речи «Звуковое лото» Описание. Игра предназначена для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет). Играть могут 2-6 человек, с ведущим и без него. В ходе.

Дидактические игры и упражнения по формированию звуковой культуры речи детей Примеры занятий Занятие 1 Программное содержание: укреплять артикуляционный аппарат детей; уточнять и закреплять правильное произношение.

Дидактические игры по развитию звуковой культуры речи у детей пятого года жизни У детей пятого года жизни значительно улучшается произношение. Они реже допускают пропуски и замену звуков, способны сохранять слоговую.

Фотоотчёт о выступлении на педсовете: «Особенности работы воспитателя по воспитанию звуковой культуры речи дошкольников»Фотоотчёт о выступлении на педсовете: «Особенности работы воспитателя по воспитанию звуковой культуры речи дошкольников» Фотоотчёт о выступлении на педсовете:«Особенности работы воспитателя по воспитанию звуковой культуре речи дошкольников». Речь – это самое.

Игры для развития звуковой культуры речи у детей 5–6 лет Игра «Придумай слово» В ходе игры ребенок придумывает слово по заданию: с заданным звуком в начале, середине, конце слова, с заданным количеством.

Консультация «Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста» Воспитание нравственным навыков – важнейшее звено формирование нравственного поведения, складывающиеся нравственные привычки ребёнка отражаются,.

Консультация «Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста»Консультация «Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста» Воспитание нравственным навыков – важнейшее звено формирование нравственного поведения, складывающиеся нравственные привычки ребёнка отражаются,.

НОД по развитию звуковой культуры речи во второй младшей группеНОД по развитию звуковой культуры речи во второй младшей группе Звуковая культура речи: Звук [К].Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Познание», «Художественное творчество». Цель: Развивать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Воспитание звуковой культуры речи детей»
Опубликовано: 15 июля 2024 в 04:48
+27Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для родителей «Воспитание звуковой культуры речи детей»» (включая файлы) размещена пользователем Анна Дмитриевна (УИ 442276) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Календарь
01 февраля 2025 суббота
Последний месяц зимушки — февраль.
02 февраля 2025 воскресенье
Вот ёжик — ни головы, ни ножек!
Победа в Сталинградской битве!
Знакомимся с таинственным миром болот!
*



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД