Татьяна Иваненко
Консультация для родителей «Воспитание ребенка чудом»
▼ Скачать + Заказать документы
Многое можно говорить об удивительном мире ребёнка. Он, как и взрослый мир, имеет собственную культуру и собственное понимание того, что можно назвать чудом. Начинается это понимание с улавливания взаимосвязи между бытиём и небытиём. Для ребёнка каждый момент бытия воспринимается как чудо : чудо маминого тепла и крепости папиных рук; чудо пробуждения и возможности двигаться, бегать и скакать; чудо перевоплощения в игре и познания мира, радости и удивления своим открытиям.
Публикация «Консультация для родителей „Воспитание ребенка чудом“» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2015
Жизнь людей воплощается в языке, а язык выступает для ребёнка формой человеческого бытия в мире. Ребёнок с момента рождения оказывается погруженным в «живую ткань языка» - и именно в ней живёт, думает, действует и творит. Она определяет для него систему координат и правил общения с другими людьми. У детей происходит не механическое выучивание языка, развёртывание языковой способности. Благодаря ей ребёнок «сплетает язык изнутри себя», с одной стороны, и «вплетает себя в него» - с другой. Языковая игра, одна из тех игр, посредством которой дети обладают родным языком. Она характеризуется условностью и установкой на творчество:
- на уровне словотворчества: одеяло, в котором запутался ребёнок,- «одевало»
- на уровне порождения оригинальных высказываний: «Вот я шил так шил! У меня даже иголка хромала!»
- на уровне текста, когда в языковой игре обыгрываются особенности разных типов речевых актов.
Ребёнок дошкольного возраста интуитивно понимает это даже лучше, чем взрослый, что все знания он получает в игре.
Игра позволяет ребёнку получить и осознать опыт интеграции ценностей переживания, познания и преобразования. Такая интеграция оказывается возможной благодаря действию ребё нка одновременно в двух мирах: реальном и воображаемом.
Большую роль в формировании игровой культуры ребёнка имеет детский
коллектив и взрослые. Особенно теперь, когда дети постепенно утрачивают способность играть: их игры из сюжетно – ролевых всё чаще становятся предметно – манипулятивными и процессуальными.
Чудо «совершения» себя и восприятия бытия как «понимающего» начала происходит не только в детской игре. Оно часто оказывается связанным с актами творчества дошкольников. Многие девочки «обыгрывают» самодельные «кукольные квартирки» и «домики», сотворённые с помощью взрослых из коробков спичек, пластилина и цветной бумаги и помещённые в какой нибудь коробке. При этом самом создание таких «квартирок», несмотря на наличие благоустроенных и давно зазеленённых «домиков» для Барби и Кена, оказывается настоящим «таинством», в котором задействована вся гамма эмоций мыслей и действий ребенка. Так мамы и папы вспоминают своё детство, становятся на несколько мгновений детьми. И это тоже чудо.
Аналогичными потенциалами обладают построенные мальчиками башни, крепости. Сначала взрослые ворчат, что дети что- то делают не так, потом начинают исправлять недостатки. Постепенно вовлечённые в опыт сопереживания и обсуждения дальнейших планов, они погружаются в атмосферу создания собственного мира. Папы и дедушки придумывают, как можно сделать проволочных человечков, мамы начинают мастерить принцесс, которых рыцари будут спасать…Так вокруг детского творчества объединяется вся семья. Если взрослые дальше не будут обыгрывать результаты такого творчества вместе с ребёнком, он быстро потеряет интерес.
Имея опыт общения с понимающими и любящими взрослыми, ребёнок постепенно сам становится таким же. При этом встречаются разные дети: «лёгкие» и «трудные», - и разные взрослые: «хорошие» и «плохие».
На процесс воспитания влияет множество разнообразных факторов, и силу их воздействия на чувствительную душу и сознание ребёнка трудно предугадать даже опытному педагогу.