Ботаенкова Елена
Консультация для родителей «Воспитание любви к природе»
▼ Скачать + Заказать документы
Берегите эти земли, эти воды,
Даже малую былиночку любя.
Берегите всех зверей природы.
Убивайте лишь зверей внутри себя».
Е. Евтушенко
Дорогие родители! Став взрослыми, вы часто вспоминаете своё детство. Многое, конечно, позабылось, но то, что связано с природой, навсегда осталось в памяти. Разве можно забыть то чудесное ощущение, которое вы испытывали, когда босиком шлёпали по тёплым лужам после дождя? Или запах сена, на котором вы лежали и смотрели на небо, по которому плыли белые, пушистые облака, вы сравнивали их, то со сказочным городом, то с каким-то животным. А кто не радовался, когда неожиданно находил в траве крепкий белый гриб, или когда нападал на поляну всю красную от душистой земляники? Возьмите любую книгу воспоминаний выдающихся людей. Кем бы ни был автор: художником, космонавтом, артистом, изобретателем,- в книге вы обязательно найдёте место, посвящённое природе, которая в детстве оказала благотворное влияние на развитие наблюдательности, воображения, чувств и впоследствии это влияние сказывалось на творческой деятельности человека, на складе его характера. Русский художник П. А. Федотов писал: «Сила детских впечатлений, запас наблюдений, сделанных мною в самом начале жизни, составляют, если будет позволено так выразиться, основной фонд моего дарования. Всё, что вы видите в моих картинах, было видано и даже обсуждено во время моего детства».
Публикация «Консультация для родителей „Воспитание любви к природе“» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Природа оставляет глубокий след в душе ребёнка,
потому что она своей яркостью, многообразностью влияет на все его чувства.
Ребёнок радуется, видя зелёную травку, слушая щебетание птиц и стрекотание кузнечиков, ощущая запах цветов. Первые восприятия остры и неожиданны для ребёнка, а всё новое удивляет, вызывает интерес. У ребёнка возникают вопросы, с которыми он обращается к взрослым. Будет ли развиваться любознательность у ребёнка, будут ли формироваться у него правильные представления о природе – окружающем мире – зависит от родителей. Иногда родители, боясь показаться несведущими или желая отделаться от вопросов ребёнка, дают неправильные ответы. Тогда ребёнок получает неправильные понятия о природе. Так, например, ранней весной девочка увидела на улице бабочку- лимонницу, которая зимует во взрослом состоянии в щелях домов. На вопрос девочки: «Откуда прилетела бабочка?» Её мама ответила: «С юга, куда она улетала осенью с птицами».
Иногда ребёнок получает от взрослых сведения, порождающие суеверия и предрассудки. Например: «раздавить лягушку – будет дождь», «убьёшь паука – 40 грехов проститься» и т. д.
Неправильные представления потом трудно искоренить. Бывает, что ребёнок сам пытается узнать то, что его интересует: «Сможет ли жук летать, если у него не будет крыльев?» И ребёнок отрывает жуку крылья, а потом наблюдает за ним. Это не жестокость, в которой часто обвиняют детей, а неудовлетворённая любознательность. Мир огромен, а ребёнок ещё мал и опыт его ограничен. Поэтому нужно знакомить его постепенно, сначала с близкими и доступными его пониманию явлениями, помочь ему накопить факты, полученные от общения с природой, направить его интерес, создать условия, чтобы у ребёнка формировались правильные представления о нём.
Во время прогулок в природу, можно всесторонне развивать ребёнка, воспитывать у него многие положительные качества, которые будут нужны ему в жизни. Ребёнок должен получить первоначальные знания о природе, которые затем лягут в основу формирования у него материалистических представлений. Ребёнок должен не безумно смотреть на природу, а видеть и понимать природные явления и связь между ними, причинную зависимость «смотреть» и «видеть» не одно и тоже. Умение видеть не даётся от рождения, оно постоянно воспитывается. Рассматривая, обдумывая, сопоставляя, сравнивая, ребёнок одновременно развивает своё мышление и речь.
«Если хотите научить ребёнка логически мыслить – ведите его в природу», - советовал русский педагог К. Д. Ушинский.
Общение с природой воспитывает у ребёнка чувство прекрасного. Если взрослые научат ребёнка любоваться яркими красками неба при закате солнца, замысловатой формой хрупких снежинок, величием гор, простором полей, - у ребёнка разовьётся чувство прекрасного, он будет радоваться красоте и глубже познает окружающий мир.
В общении с родной природой воспитывается любовь к Родине, желание трудиться. Начинать надо с близкого и понятного ребёнку. Вот пример:
Отец и сын вышли на посадку цветов во дворе. Отец сажает рассаду, ребёнок ему помогает. Для отца это два часа приятного труда на свежем воздухе, а сколько ценного дал этот труд воспитанию сына. Ребёнок узнал, что цветы можно сажать семенами и рассадой. У рассады есть корешки и их опускают в ямки, сделанные в земле, засыпают землёй и поливают. Ребёнок проникается ещё большим уважением к своему папе: «папа умеет работать не только на заводе, но ещё сажать цветы!»
Ребёнок сам видит, как отец работает, как осторожно обращается с нежными растениями, и охотно подражает отцу. А главное, ребёнок понимает – его папа сажает для всех, чтобы был красивым их двор. И другие папы и мамы работают дружно и вместе. В дальнейшем отец ухаживает за растениями, привлекая и сына, и можно поручиться, что этот ребёнок не будет топтать газоны, бессмысленно рвать цветы. Нельзя показывать детям дурной пример, ведь, для детей много значит ваш пример, пример родителей.
Общение с живой природой, даёт ребёнку более яркие представления, чем самая прекрасная книга с картинками. А пример родителей уточняет их, видя, что ребёнок хочет погладить котёнка, одна мама скажет: «Не трогай, котёнок плохой, оцарапает», - и при случае пригрозит: «Не будешь есть кашу – отдам котёнку».
А другая мама возьмёт котёнка на руки, погладит и предложит ребёнку погладить мягкую шёрстку, в присутствии ребёнка нальё т молока кошке и скажет ласково: «Пей, киска, молочко, ещё нальём!» Малыш внимательно следит за тем, как мама относится к животным, и в дальнейшем будет поступать так же.
Все мы - дети Природы. И с малых лет человек должен познавать её и непременно учиться любить, оберегать, разумно пользоваться, быть действительно созидающей, а не губительной частью мира.
В одной из замечательных песен нас призывают остановиться и оглядеться вокруг: «Как прекрасен этот мир – посмотри….»
Да, он действительно прекрасен, этот полный чудес и загадок мир. Каждый день мы встречаемся с его тайнами. Иногда, спеша, проходим мимо, не замечая их. Иногда случайно пытаемся отгадать какую–нибудь из загадок природы и удивляемся сделанному вдруг открытию. Хорошо, если открытие состоялось, и чем раньше это происходит, тем лучше!