Катерина Шалина
Консультация для родителей «Воспитание культурно-гигиенических навыков у дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитание культурно – гигиенических навыков у дошкольников
Навык – автоматизированный компонент сознательного действия, возникающий в результате многократного повторения. Другими словами, навык не сразу становится автоматизированным, а складывается в результате многократных повторов.
Темочки:
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- КГН, гигиена. Консультации для родителей
- КГН, культурно-гигиенические навыки, самообслуживание
- Консультации для родителей
- Темочки
Какие навыки и привычки следует воспитывать в первую очередь
Выделяют три основные категории: гигиенические навыки (прием пищи, умывание и мытье рук, пользование горшком и т. п.); навыки культуры поведения (формирование положительного отношения к окружающим взрослым и детям); навыки элементарного самообслуживания.
Формирование КГН (культурно- гигиенических навыков)
КГН – важная составная часть культуры поведения. Необходимо быть опрятным, содержания в чистоте лица, рук, тела, одежды, обуви продиктованная не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений.
Педагоги и родители должны постоянно помнить, что привитые в детстве навыки, в том числе культурно – гигиенические, приносят человеку огромную пользу в течение всей его последующей жизни.
С дошкольного возраста дети должны усвоить определенные привычки : нельзя класть локти на стол во время еды, есть надо закрытым ртом, тщательно пережевывая пищу.
Для ребенка, приученного к личной гигиене с раннего возраста, гигиенические процедуры – потребность, привычка. Обучение гигиеническим навыкам начинается со знакомства с предметами личной гигиены: полотенце для лица и рук, полотенце для тела, полотенце для ног, небольшая расческа с тупыми зубчиками, стаканчик для полоскания рта, зубная щетка, носовые платки, мочалка для тела.
Гигиеническое воспитание после года направлено на приобщение ребенка к следующим гигиеническим навыкам :
1) Мыть руки перед едой и после каждого загрязнения;
2) Умываться после ночного сна и после каждого загрязнения;
3) Принимать ежедневно гигиенический душ перед сном, а летом и перед дневным сном;
4) Мыться с мылом и мочалкой;
5) Подмываться перед сном и после сна, если малыш проснулся мокрым
6) Полоскать рот после приема пищи (с 2-х лет)
7) Пользоваться зубной щеткой (с 2 – х лет)
8) Пользоваться носовым платком по мере надобности в помещении и на прогулке (самостоятельно с 2,5 лет).
9) Пользоваться расческой
10) Ухаживать за ногтями
11) Не брать пищу грязными руками (под контролем взрослого на протяжении всего раннего детства
12) Мыть ноги перед сном.
Любую гигиеническую процедуру с маленьким ребенком следует проводить аккуратно, осторожно, чтобы не испугать его, не вызвать неприятных ощущений. И даже когда малыш научится самостоятельно выполнять ту или иную процедуру, оставлять ребенка без присмотра нельзя.
Приступая к гигиенической процедуре, надо заранее продумать все действия, подготовить смену белья, полотенце, мыло, полотенце, проверить температуру воды.
Для проведения гигиенических процедур с ребенком создайте все необходимые условия:
1. Разместите крючок для полотенца на уровне роста (но не глаз) ребенка
2. Поставьте к раковине стульчик детский, с помощью которой он сможет достать кран
3. Положите в ванной коврик (решетку, чтобы ребенок не поскользнулся.
Предметы, которыми ребенок будет пользоваться самостоятельно, следует подбирать под возраст ребенка, размер мыла должно помещаться в руку ребенка.
Предметы личной гигиены ребенка должны быть красочными, располагающими к запоминанию. С года ребенок способен находить свое полотенце, которое всегда висит в определенном месте и имеет какой- либо красочный ориентир (рисунок, вышивка).
Алгоритм мытья рук:
1. Закатать рукава
2. Включить воду
3. Проверить температуру воды
4. Намочить руки
5. Намылить руки до образования пени
6. Смыть.
К концу года дети должны владеть простейшими навыками поведения во время еды, умывания.
Ребенок трех лет способен соблюдать правила гигиены, пользоваться горшком, мыть и вытирать руки, общаться со взрослыми, устанавливать контакт со сверстниками, следовать простым полученным инструкциям. Ребенок может одеваться (полностью или частично, рисовать простые фигуры, различать некоторые цвета.
Как правило, трехлетние дети знакомы с режимом, предложенным им родителями. Приучая детей к режиму, следует предупреждать их, чем они будут заниматься. Для обозначения того или иного режимного момента можно выбрать музыку (песенки из мультфильмов, детских фильмов) или обозначать действия стихами, потешками:
Моем руки дружно,
Нам обедать нужно,
С аппетитом мы едим,
Большими вырасти хотим.
***
Вот сейчас, вот сейчас
Наступает тихий час.
Надо тихо лежать,
Никому не мешать.