Мария Ерёмичева
Консультация для родителей «Воспитание чуткости и уважения у младших дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Нам, педагогам и родителям, очень хочется, чтобы дети были чуткими, внимательными и заботливыми. Но не всегда сбываются родительские желания. Причина тому - наши упущения и ошибки в воспитании.
Нравственные отношения ребенка к окружающим формируются в процессе общения со взрослыми и детьми. Обычно первые чувства детей связаны с личностью родителей и близких. Ребенок отвечает любовью на любовь. Он довольно тонко улавливает, как относятся к нему взрослые и насколько искренни их чувства. «Дети, - писал великий русский педагог К. Д. Ушинский,- даже еще в младенческом возрасте приучаются уже угадывать сердцем чувства взрослых, и в этом отношении детская проницательность поразительна». Трудно взрослому рассчитывать на привязанность детей, если он их сам не любит.
Публикация «Консультация для родителей „Воспитание чуткости и уважения у младших дошкольников“» размещена в разделах
Для воспитания у ребенка правильного отношения к людям важно, чтобы близкие обращались с ним тепло и ласково. Ведь они являются для него представителями рода человеческого. Если родители своей душевностью и добротой завоюют его любовь, можно надеяться, что он будет с доверием относиться и к другим людям.
Нужно сразу же отметить, что любить ребенка - это не значит постоянно ласкать его. Чувства проявляются во всем поведении взрослого: в том, как он разговаривает с малышом, как разрешает и запрещает ему что-то, как кормит его и укладывает спать и т. д. Бесконечные поцелуи и ласки лишь тяготят ребенка, вызывают у него досаду и недовольство.
Привязанность ребенка к близким создает лишь предпосылки для возникновения у него положительного отношения к окружающим. Оно продолжает развиваться и закрепляться в процессе общения с чужими для ребенка людьми. Малыш должен сам на опыте убедиться, что и чужие люди тоже добрые, хорошие и ласковые.
Вместе с тем большое влияние на поведение ребенка оказывает отношение близких для малыша людей к окружающим. Мы, взрослые, иногда сами сеем в наших детях семена недоверия к людям. «Смотри, - предостерегает иная бабушка своего плачущего внука, - не перестанешь реветь, тебя посадит в мешок вот этот дядя и заберет с собой» - и, делая страшную гримасу, показывает на первого проходящего мужчину. И малыш старается не плакать: вдруг незнакомые дяди и в самом деле такие злодеи? Недопустимость подобных «воспитательных» приемов очевидна. Если домашние с неприязнью говорят об окружающих, это вызывает у ребенка смутное чувство недоверия к ним. И напротив, когда он видит проявления доброты, это ему внушает мысль о том, что люди вокруг - добрые, хорошие.
Для воспитания положительного отношения к окружающим очень важно также, чтобы члены семьи были гуманными, мягкими и сердечными в своих собственных взаимоотношениях, с уважением отзывались друг о друге, особенно о старших.
Но здесь возникает вопрос: всегда ли нужно хорошо отзываться в присутствии ребенка о другом человеке? Как быть, если человек - пусть даже взрослый - не заслуживает добрых слов? Эти вопросы неизбежно возникают перед родителями, когда дети достигают 4-5-летнего возраста и многое начинают понимать сами.
Нужно ли оправдывать взрослого ради того, чтобы поддержать его авторитет в глазах малыша? Ни в коем случае!
Мимо грязной лужи, в которой лежит пьяный мужчина, проходит женщина с ребенком. «Мама, - спрашивает сын, - почему дядя лежит здесь? Разве можно лежать в грязи?» - «Это, сынок, - отвечает мама, - плохой дядя. Хорошие дяди никогда так не делают».
Разве можно защищать тех, кто показывает дурные примеры? Напротив, нужно решительно осуждать их с тем, чтобы у малыша никогда не возникло желание им подражать. Если воспитывать человека только на положительных примерах, у него никогда не выработается «иммунитет» к плохому.