Людмила Ваганова
Консультация для родителей «Во что играют наши дети»
▼ Скачать + Заказать документы
«Во что играют наши дети»
Игрушка является орудием социализации, своеобразным звеном между ребенком и предметным миром, а также частью детской игровой реальности. Трудно переоценить значение игрушки: для общества она – предмет культуры, посредством которого передается в особой «свернутой форме» состояние современной цивилизации. Какова культура, таковы и игрушки.
Публикация «Консультация для родителей „Во что играют наши дети“» размещена в разделах
Для взрослого игрушка – важнейшая помощница и составная часть образовательной среды, посредник общения, а также средство обучения ребенка, его развлечения и даже лечения.
Для ребенка игрушка:
- источник радости, предмет для творчества;
- психологическое орудие овладения им предметным миром и собственным поведением, постижения сложностей человеческих взаимоотношений.
– зримый и осязаемый духовный образ идеальной жизни, идеального мира, а кукла – образ идеального человека.
Сегодня можно перефразировать известное изречение: «Скажи, какие игрушки ты выбираешь, и я скажу тебе, кто ты». Взрослые игрушки - это не метафора, это всерьез. А ребенок в игре серьезен, и игрушка для него - не просто забава, а культурное орудие, с помощью которого он осваивает огромный и сложный мир.
Как же выбрать ребенку игрушку?
Полезная игрушка- та, что решает собой благородную воспитательную задачу - учит добру и красоте, мудрости и сорадости. Игрушка способна «порождать чудовищ» в душе маленького человека. «Волна телепузиков», в недалеком прошлом оставила неизгладимый след в сознании детей. Целый день эти существа без человеческих эмоций скачут, прыгают, хохочут без повода. С их помощью детям внушают отсутствие в мире каких-либо ценностей.
После просмотра передач с телепузиками у детей откладывается в голове, что:
- не надо думать, размышлять
- тебе все скажут другие;
- целый день надо веселиться, прыгать, смеяться и т. п.
Помимо телепузиков, якобы реализующих потребность ребенка в опеке и защите маленьких и слабых, появились игрушки, которые, по уверениям их разработчиков, реализуют другие потребности ребенка - быть сильным, взрослым, могущественным. Это, конечно же, совсем новые герои: черепашки-ниньзя, трансформеры-роботы, разные бэтманы, человек-паук и другие монстры. На самом деле, эти игрушки способствуют накоплению агрессивных фантазий ребенка, часто реализуемых в жизни с более слабыми - животными или маленькими детьми.
А покемон? Карманный монстр - именно так переводится буквально это словечко. Максимальная нелепость, неестественность, коварство и агрессивность-вот что присуще всем покемонам. Посредством уродливой игрушки цинично эксплуатируется потребность ребенка в волшебстве и сказке! Какие чувства может воспитать эта игрушка у малыша! А кукла Барби? Кукла воспитывает женщину, которая будет требовать все больше и больше роскошных вещей. Барби - это псевдоидеальная модель женщины, секс-символ общества потребления.
Игрушка программирует особым образом поведение ребенка. И важно понимать, как воздействует игрушка и что за программу она несет. Поскольку есть добро и зло, идеал и антиидеал, игрушка может быть антиигрушкой.
«Игрушками» называют и компьютерные игры. У ребенка, сидящего возле компьютера, можно наблюдать такое же злобное выражение лица, напряженную позу, судорожные движения, как и при игре с оружием. Ребенок привыкает убивать, и для него лишить жизни, пусть даже и виртуальное существо, постепенно становится легче легкого.
У нас есть мудрые игрушки. Это: мягкие игрушки-персонажи-Филя, Хрюша, Степашка и пр. Это наборы для построек. Это красивые наборы для вышивания, вязания и т. д. Психологи и педагоги вновь начинают заниматься пересмотром современных игрушек, критической очисткой загрязненного «игрушечного рынка».
Помните:
- не покупайте вашему ребенку игрушки, как только он этого захотел;
- не руководствуйтесь правилом «Пусть игрушек будет как можно больше, пусть ребенок будет утопать в них»;
- покупая игрушки, не обращайте внимание ребенка на то, что ни у кого из друзей таких «классных» игрушек нет;
- не подчеркивайте всякий раз, что, хотя ребенок и не заслуживает подарков, вы покупаете ему дорогие игрушки;
- не надо на его глазах безжалостно выбрасывать сломанные игрушки в мусорную корзину;
- не надо запрещать ребенку делиться игрушками со сверстниками;
- если с прогулки ваш ребенок принес новую игрушку, не делайте вид, что вы этого не заметили.