Ольга Шишленко
Консультация для родителей «Влияние загадок на речевое развитие детей дошкольного»
▼ Скачать + Заказать документы
Одной из главных задач, стоящих перед дошкольным образовательным учреждением, является формирование в детях навыков культуры речи. Немаловажно научить ребенка логично передавать ход своих мыслей, правильно применять образные средства языка.
Формирование и развитие речи начинается в дошкольный период. Также как и устное народное творчество, художественная литература, важным источником выразительности детской речи являются загадки.
Публикация «Консультация для родителей „Влияние загадок на речевое развитие детей дошкольного“» размещена в разделах
- Загадки. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Темочки
Загадка является малой формой устного народного творчества. В поэтической и образной форме в загадке один объект изображается другим, имеющим с ним отдаленное сходство. При этом, делается акцент на имеющиеся у этого объекта отличительных признаках. Основываясь на этом, ребенок должен догадаться, какой предмет был задуман.
Практика показывает, что применение загадок во время занятий с малышами дошкольного возраста влияет на качество развития их речи, приводит к обогащению словарного запаса и развивает догадливость и смекалку. Кроме того, у детей формируется представление о многозначности слов и их переносном значении. Загадка акцентирует внимание на отличительных признаках и свойствах загадываемого предмета. Все это невольно подталкивает малыша к размышлению и анализу окружающего мира, способствует обобщению признаков тех или иных предметов и явлений.
В настоящее время в детских садах на занятиях загадки применяются как поучительное средство влияния на развитие детей. В ходе образовательной деятельности воспитатель может включить загадки либо в начало, либо в конце занятия. В первом случае, это вызовет интерес ребят к теме занятия и сосредоточит их внимание. Во втором случае, Это будет способствовать обобщению полученных в ходе занятия новой информации.
В связи с ростом количества детей дошкольного возраста с признаками нарушения развития речи, важное значение имеют коррекционные и развивающие возможности загадок. К ним относят:
• выработку догадливости, скорости реакции;
• стимулирование инициативности ребенка;
• совершенствование мышления, речи, памяти, внимания, фантазии;
• развитие понятия об окружающей среде.
В зависимости от уровня сложности, загадки делятся на три группы.
В первую группу относятся загадки, которые перечисляют признаки объектов и явлений (размер, объем, форма, цвет, вкус, движение, назначение). В данном случае, воспитатель должен помочь детям на основе выделения признаков объекта суметь отгадать загадку.
Ко второй группе относятся загадки, где предмету дается краткая характеристика. По нескольким признакам ребята смогут составить образ предмета. Сюда можно отнести загадки, где могут сравниваться или противопоставляться предметы и явления. Воспитатель должен дать детям развернутое представление о явлении или объекте, что позволит ребенку решить данную логическую задачу.
В третью группу сложности включаются загадки-метафоры. Важно донести до ребят понятие метафоры (выделить общие черты в объектах и явлениях).
Дети, имеющие нарушения в развитии речи испытывают сложность понимания смысла текста загадки, его объяснению. Это, несомненно, оказывает влияние на безошибочность отгадывания. Поэтому в процессе занятий, воспитателю необходимо создать условия, которые помогут понять и верно отгадать загадку : предварительно ознакомить ребят с объектами и явлениями; продумать характер преподнесения с учетом возраста и возможностей детей.
Следует учитывать ряд методических рекомендаций в ходе проведения занятий с применением загадок : выбор тематики, доступность по содержанию.
Тематика должна подходить возрасту дошкольников. Так как в младшем дошкольном возрасте малыши имеют ограниченные знания об окружающей действительности, то тематика загадок должна быть связана со знакомыми предметами, с которыми он сталкивается в повседневной жизни. Это игрушки, сказочные герои, животные.
В средней группе детского сада знания детей более обширные, они уже имеют представления о природных явления, временах года, продуктах питания и т. д., поэтому тематика загадок должна быть более широкая, с применением сравнений и метафор.
Значительно расширяется тематика загадок для детей старших и подготовительных групп. На занятиях детям предлагаются более сложные логические задачи, включающие в себя приемы сопоставления, исключения.
Воспитателю важно понимать, что целью его занятий является научить ребенка не просто запоминать загадки и отгадки, а воспитывать у него способность по образному описанию угадывать реальные объекты и их отличительные черты. Поэтому крайне важно применять в ходе таких занятий не только наглядный материал, но и обучить вербальному описанию предмета.
Кроме того, для совершенствования разговорной речи ребенка важно научить его самому придумывать загадки. Занятия желательно строить в игровой форме: для ребят младшего возраста использовать игру «отгадай по описанию», а для старшего возраста усложнить не только описанием одинаковых или близких по внешнему виду предметов, но и сравнением их.