Карина Камынина
Консультация для родителей «Влияние сказки на ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы
Как они влияет на развитие ребёнка
Каждому из нас знакома атмосфера сказки, сопровождающая детство.
Каждый из нас, будучи ребёнком, слышал не одну сказку, а некоторые мы даже запомнили и помним до сих пор.
Что же такое – сказка? Почему так важно рассказывать сказки ребёнку?
Публикация «Консультация для родителей „Влияние сказки на ребенка“» размещена в разделах
• Дело в том, что в сказках в доступной для ребё нка форме содержится целая бездна важной и полезной информации: как стоит вести себя в тех или иных ситуациях, кого нужно опасаться, какие поступки можно назвать правильными, какие – нет.
• Сказочные персонажи представляют собой не что иное, как набор социальных стереотипов и ролей, контрастных на фоне друг друга и благодаря этому более понятных ребёнку (лиса хитрая, ей опасно доверять; заяц трусишка; волк – злой и т. д.). Конечно, в контексте разных сказок одни и те же персонажи приобретают различные черты, и знакомить ребёнка с их многообразием очень важно.
Мамы читают сказки малышам, начиная с самых первых месяцев жизни. Казалось бы – в чём смысл? Младенец точно не понимает, кто в сказке хороший, а кто плохой.
• Разумеется, пока не понимает. Однако он улавливает и запоминает мамины интонации (разные, в зависимости от происходящих в сюжете сказки событий, мягкую, плавную речь. Уже всем знакомая колыбельная «Баю-баюшки-баю, не ложися на краю» содержит в себе важное понятие края и ограничение: не подходи к нему.
Сам процесс чтения сказок развивает внимание ребёнка, его память, а в дальнейшем – способствует развитию и остальных психические процессов.
Самые первые сказки для малышей со стороны могут показаться очень страшными: то один персонаж укатится, и его съедят; то у другого домик развалится, то от третьего рожки да ножки останутся. В самом деле – что же это такое? Почему сказки для более взрослых детей в основном заканчиваются хорошо, а тут всё так печально?
• В действительности маленькие дети пока не обладают воображением, и до конца ещё не понимают, что «умереть» и «быть проглоченным» - одно и то же. Слушая сказки, малыши ориентируются на интонации родителей, запоминают их, что-то откладывается в голове – и потихоньку дети осваивают важнейшие правила безопасности, которые и являются основным посылом сказок для самых маленьких. И эти правила предназначены не только детям, но и самим родителям : на наглядном примере родителям показывают, что может случиться, если за малышом не уследить, оставить его без присмотра и так далее.
• В более позднем возрасте, когда у ребёнка появляется первое понимание социальных ролей, а затем и правил, сказки воспринимаются иначе и качественно меняются. Их основная задача – передать определённые способы взаимодействия с другими людьми, продемонстрировать степень важности соблюдения правил, более чёткое разграничение «плохих» и «хороших» ролей и, конечно же, основополагающие, «жизненные» понятия добра, зла, любви, справедливости и т. д. Сказочные герои являются носителями образцов поведения и общения.
Значение сказок не стоит недооценивать. Дело в том, что сказки представляют собой очень серьёзный диагностический и коррекционный инструмент работы с ребёнком.
С помощью сказок (или так называемой «сказкотерапии») ребёнок может выпустить определённые переживания и эмоции, пережить травмирующую, болезненную ситуацию.
• Например, если вашего малыша случайно ударил другой ребёнок, вы можете помочь ему пережить эту ситуацию с помощью сказки, в которой добрые лесные звери случайно столкнулись, ушиблись, но помирились и продолжили вместе играть. В случае намеренного причинения вреда вашему ребёнку через сказку вы можете научить его звать на помощь или постоять за себя.
Применение сказкотерапии ограничено исключительно вашим воображением. Конечно, сказка не заменит реальную жизнь, но поможет что-то о ней понять.
Чтобы сказка действительно была не только приятным, но и полезным времяпрепровождением, следуйте рекомендациям:
• Старайтесь войти в роль рассказчика и «ведите» малыша интонациями своего голоса.
• Акцентируйте внимание ребёнка на важных моментах (Что этот герой сделал неправильно? Почему это произошло, но избегайте оценивания.
• Комментируйте то, о чём вы рассказываете. Делайте это с интересом.
• Объясняйте то, что может быть непонятно.
• Задавайте малышу вопросы.
• Придумывайте сказки сами и вовлекайте ребёнка в процесс
• Подключайте воображение! Не бойтесь!
Сказки – это не только интересно, познавательно и безопасно, но и полезно как для детей, так и для родителей!