Леонова Надежда
Консультация для родителей в виде презентации «Детские капризы и упрямство»
▼ Скачать +Заказ
Детские капризы и упрямство
1 слайд. Наиболее частым вопросом, с которым приходится сталкиваться психологу в его повседневной практике, является обращение родителей по поводу детских капризов и упрямства.
Закономерный этап?
Многие родители считают, что капризы и истерики - это закономерный этап в развитии детей младшего дошкольного возраста, что таким образом ребенок определяют границы дозволенного и недозволенного.
2 слайд. Смешение различных понятий
Публикация «Консультация для родителей в виде презентации „Детские капризы и упрямство“» размещена в разделах
На самом деле происходит смешение различных понятий: с одной стороны, упрямство, строптивость, своеволие, обесценивание взрослых, является выражением закономерностей детского развития, а с другой - капризы и истерики, это неправильная стратегия поведения родителей.
Каприз, истерика - это следствие родительского нежелания "идти на поводу у ребенка".
На третьем-четвертом году жизни мир ребенка, превращается в мир "Я", для построения которого необходима выработка собственной внутренней позиции.
3 слайд. Протест ребенка - это не самоцель, это только способ, с помощью которого ребенок отстаивает себя, свое право на отдельное существование. Очень часто, когда ребенок, добивается того, что ему запрещали, испытывает разочарование. Поэтому очень важно разрешить ребенку все, конечно в разумных пределах. Запреты должны касаться лишь тех действий, в результате которых может пострадать его собственное здоровье или здоровье и благополучие других людей.
4 слайд. УПРЯМСТВО – это отрицательная особенность поведения человека, выражающаяся в необоснованном и нерациональном противодействии просьбам, советам, требованиям других людей.
Проявления упрямства :
• в желании продолжить начатое действие даже в тех случаях, когда ясно, что оно бессмысленно, не приносит пользы.
• выступает как психологическая защита, т. е. ребёнок понял, что совершил ошибку, но не хочет в это признаваться, и поэтому " стоит на своём".
Упрямство может стать чертой характера, если не принять меры к его преодолению. Со временем упрямство порождает детскую лживость, может привести к расстройству нервной системы, неврозам, раздражительности.
5 слайд. КАПРИЗЫ - это действия, которые лишены разумного основания, т. е. " Я так хочу и всё!". Капризы ребенка, в определённой степени выступают как форма самозащиты.
Проявления капризов :
• в желании продолжить свои действия.
• в недовольстве, раздражительности, плаче.
• в двигательном перевозбуждении.
Причины капризов
У детей второго-третьего года жизни капризы часто связаны с неудовлетворением естественных потребностей (ребенок хочет, есть, пить, спать, с ощущением дискомфорта (замерз, жарко, тесная обувь, одежда, затрудняющая движения, неудобная постель и т. п.). Подобные проявления нельзя считать капризами. Достаточно устранить причины, создающие неудобства, и ребенок снова успокоится.
6 слайд. Что необходимо знать родителям о детском упрямстве и капризности :
• Период упрямства и капризности начинается примерно с 18 месяцев.
• Как правило, эта фаза заканчивается к 3,5- 4 годам. Случайные приступы упрямства в старшем возрасте – тоже вещь вполне нормальная.
• Пик упрямства приходится на 2,5- 3 года жизни.
• Мальчики упрямятся сильнее, чем девочки.
• Девочки капризничают чаще, чем мальчики.
• Если дети по достижению 4 лет всё ещё продолжают часто упрямиться и капризничать, то, вероятнее всего речь идёт о «фиксированном упрямстве», истеричности, как удобных способах манипулирования ребёнком своими родителями.
7 слайд. Как реагировать на капризы и упрямство?
• Не предавать большого значения упрямству и капризности.
• Во время приступа оставаться рядом с ребенком, дать ему почувствовать, что вы его понимаете.
• Не пытаться в это время что-либо внушать ребёнку – это бесполезно.
• Быть в поведении с ребёнком настойчивым, если сказали "нет", оставайтесь и дальше при этом мнении.
• Не уступать даже тогда, когда приступ ребёнка протекает в общественном месте. Чаще всего помогает только одно – взять его за руку и увести.
• Постараться схитрить, переключить внимание ребенка. Отвлекающие манёвры заинтересуют капризулю и он успокоится.
• Исключить грубый тон, резкость, стремление " сломить силой авторитета".
• Использовать спокойный тон общения, без раздражительности.
• Уступки имеют место быть, если они педагогически целесообразны, оправданы логикой воспитательного процесса.
8 слайд. Предупреждение капризности
Следующие моменты очень важны в предупреждении и в борьбе с упрямством и капризами. Речь пойдёт о том, в каких случаях ребёнка нельзя наказывать и ругать, а когда можно и нужно хвалить.
Похвала
НЕЛЬЗЯ ХВАЛИТЬ ЗА ТО, ЧТО:
• достигнуто не своим трудом.
• не подлежит похвале (красота, сила, ловкость, ум).
• из жалости или желания понравиться.
НАДО ХВАЛИТЬ:
• за поступок, за свершившееся действие.
• начинать сотрудничать с ребёнком всегда с похвалы, одобрения.
• очень важно похвалить ребёнка с утра, как можно раньше и на ночь.
• уметь хвалить не хваля ( например: попросить о помощи, совет, как у взрослого).
9 слайд. НЕЛЬЗЯ НАКАЗЫВАТЬ И РУГАТЬ КОГДА:
• ребёнок болен, испытывает недомогание или оправился после болезни, т. к. в это время психика ребёнка уязвима и реакция непредсказуема.
• когда ребёнок ест, сразу после сна и перед сном.
• во всех случаях, когда что-то не получается ( например: когда вы торопитесь, а ребёнок не может завязать шнурки).
• после физической или душевной травмы ( например: ребёнок упал, вы ругаете за это, считая, что он виноват).
• когда ребёнок не справился со страхом, невнимательностью, подвижностью и т. д., но очень старался.
• когда внутренние мотивы его поступка вам не понятны.
10 слайд. Правила адекватных наказаний
• наказание не должно вредить здоровью, никогда не прибегайте к физическому насилию.
• если есть сомнения, то лучше не наказывать ( например: вы не уверены, что проступок совершил именно ваш ребёнок, или вы сомневаетесь в том, что данное действие заслуживает наказания, т. е. наказывать "на всякий случай" нельзя).
• за один проступок – одно наказание.
• лучше не наказывать вообще, чем наказывать с опозданием.
• надо наказывать и вскоре прощать.
• если ребёнок не понимает, за что и почему он наказан, то эффекта от такого наказания не будет.
• ребёнок не должен бояться наказания.