Борисова Вера Николаевна
Консультация для родителей «Устное народное творчество в развитии речевой активности детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Наши дети стали плохо говорить, но почему? Наверное, потому что мы разучились с ними разговаривать. Общаясь со своими детьми, родители редко используют поговорки и пословицы, а ведь в них заключается суть разрешения любого конфликта.
Устное народное творчество обладает удивительной способностью пробуждать в людях доброе начало. Использование в работе с детьми устного народного творчества создаёт уникальные условия для развития речи, мышления детей, мотивации поведения, накопления положительного морального опыта в межличностных отношениях.
Публикация «Консультация для родителей „Устное народное творчество в развитии речевой активности детей“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Народная культура, фольклор
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Устное народное творчество
- Фольклор, народная культура. Консультации
- Темочки
В воспитании дошкольников необходимо широко использовать фольклор, который способствует не только формированию эмоционально – положительного отношения к миру, но и познавательному развитию, развитию речи.
Народ на протяжении долгого времени копил опыт в установлении связей между объектами природы и миром людей. Этот опыт облекался им в форму примет, поговорок, пословиц, закличек, песен, сказок, легенд. Приметы позволяли нашим предкам предвидеть каким будет урожай, «угадывать» погоду на ближайшее время, находить дорогу домой. Знание и использование примет в повседневной жизни помогает развивать наблюдательность, умение сопоставлять, анализировать, делать выводы.
В работе с детьми можно использовать приметы, правильность которых можно проверить, например приметы, связанные с предсказанием погоды на ближайшее время.
Если зимой вечером на небе много звёзд, жди на следующий день мороза.
Кошка скребёт пол - жди метели.
Утром нет росы на траве - жди дождя.
Воробьи купаются в пыли – к дождю.
Ласточки и стрижи летают низко – скоро начнётся дождь.
Наблюдения, связанные с приметами можно зарисовать: что ожидалось и что было на самом деле.
Заклички и приговорки обычно произносят, когда что – то делают или обращаются к кому – то. Заклички и приговорки были преисполнены глубочайшей веры наших предков во всемогущие силы природы, а знание их сближало детей и взрослых: приговорки наполняли их сердца надеждой на обильный урожай, достаток, богатство, помогали легче перенести невзгоды, с юмором отнестись к житейским неурядицам. Когда идёт дождь дети радостно закликают его, «задабривают»:
«Дождик, дождик, пуще,
Дам тебе я гущи,
Выйди на крылечко, дам огуречка.
Дам и хлеба каравай,
Сколько хочешь поливай».
Когда дождь идёт долго и дети не могут выйти на улицу, они призывают солнышко:
«Солнышко, солнышко,
Выгляни в окошечко,
Дам тебе веретёшечко,
Насыплю горошка».
Дети обращаются с приговорками к божьей коровке, которая может «предугадать» погоду: если она улетит к – ведру, если будет ползать по ладони – жди дождя.
«Коровушка, бурёнушка,
Завтра дождь или вёдро?
Если вёдро, то лети,
Если дождик, то сиди.
Божья коровка,
Вёдро или ненастье?»
Некоторые заклички связаны с праздниками, которые приближали человека к природе. К весне, которую все ждали с нетерпением, обращались с различными закличками. В одних просили, чтобы быстрее растаял снег, установилось тепло, появилась трава шёлковая; в других просили дать богатый урожай.
«Весна – красна,появись,
Солнышком ярким обернись!
Растопи нам снежок,
Зазелени нам лужок»
В работе со старшими дошкольниками потешки облегчают процесс ознакомления с окружающим миром. Например, при показе иллюстраций лошадей различной масти читается потешка:
« У нашего дядюшки
Четыре лошадушки:
Первая лошадь – пегая.
Мимо двора бегала.
Другая – гнедуха,
Уши с голодухи.
Третью – савраску
Свёл со двора Тараска,
А четвёртый – соловой
Его давит домовой
Сиди. Ерёма, дома»
Дети рассматривают иллюстрации и определяют, какой же масти были лошади у дядюшки: пегая – с большими белыми пятнами; гнедая – красновато – рыжая с чёрным хвостом и чёрной гривой, савраска – желтоватой масти со светлым хвостом и светлой гривой.
Дети любят прибаутки (маленькие сказки в стихах, которые приближают окружающий мир, делают его реальным и понятным. Среди прибауток много небылиц. Их используют для игр типа «Бывает – не бывает».
«А и где же это видано?
А и где же это слыхано?
Кочерыжка чтоб яичко снесла,
Чтоб веник раскудахтался,
Поварёшка бы утят выседела?
А и где же это слыхано?
Журавлюшко всю ночь проходил,
Он насилу жеребёночка родил!
Ну а уточка – телушечку,
Ну, а курочка – бычка, бычка!
Небылицы, перевёртыши вызывают у детей добрый смех, помогают устанавливать реальные связи и отношения в окружающем мире. Старшие дошкольника не только определяют что не так, но и объясняют, как должно быть на самом деле.
Песни и приговорные напевы сопровождают различные действия людей в поле, огороде, дома. Дети любят обыгрывать содержание таких песен.
Песни и приговорные напевы укрепляют бережное и любовное отношение детей к домашним животным.
«Уж как я ль мою коровушку люблю!
Уж как я ль ей крапивушки нажну!
Кушай вволюшку, коровушка моя,
Ешь досыта, Бурёнушка моя!»
Пословицы и поговорки для детей надо выбирать такие, чтобы их смысл можно было проверить путём наблюдений, в ходе беседы, постановки опыта. Дети могут понять смысл следующих выражений только в ходе наблюдений.
Апрель водой славен, почками красен.
Для проверки пословицы «По семенам – всходы» дети проводят два опыта. Первый позволит им убедиться в том. Что из разных семян вырастают разные растения: по форме, величине и т. д.
Второй опыт показывает, что всходы зависят от качества семян. В этом смысле разбирается пословица – «От худого семени не жди доброго семени». Загадки используются для проверки знаний, наблюдательности и сообразительности. Загадка – мудрый вопрос в форме замысловатого, ритмически организованного описания чего – либо.
Работу по ознакомлению с фольклором надо проводить не только на занятиях, но и в повседневной жизни, расширять знания детей об окружающем мире, воспитывать потребность общаться с природой и приходить ей на помощь, участвовать в трудовой деятельности.