Наталья Харченко
Консультация для родителей «Условия жизни в семье и влияние родителей на воспитание ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы
Мама и папа – это, самые первые и самые важные для ребенка воспитатели, учителя, которые закладывают в него самые лучшие качества, навыки и умения. Родители несут огромную ответственность за формирование личности ребенка. На родительскую любовь, ласку, заботу ребенок отвечает своими стремлениями, желанием обрести те навыки, которыми обладают родители. Ребенок сам начинает ставить свои приоритеты, желания, в достаточно раннем возрасте, поэтому не стоит лишать ребенка своей мечты, пусть она и кажется невероятной. Безусловно, семья крайне важна для любого ребенка, и важно, чтобы эта семья была полной, чтобы были и мама, и папа. Какова роль семьи в воспитании ребенка и пойдет речь. В материалах этой статьи читатели, возможно, смогут найти ответы на свои вопросы, касающиеся этой проблемы.
Публикация «Консультация для родителей „Условия жизни в семье и влияние родителей на воспитание ребенка“» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2023
Но, самым главным фактором для ребенка является полноценная семья. Ребенок нуждается в обоих родителях. Многие психологические проблемы ребенка идут именно из-за проблем во взаимоотношениях между мужем и женой, так как дети, лучше взрослых людей, чувствуют ссоры и конфликты. Также именно они могут и быть причиной проблем уже в более зрелом возрасте. Решить эти проблемы можно лишь тем, чтобы скорректировать отношения пары и понять, что теперь они несут ответственность не только за себя, но еще и за своего ребенка. Работа, домашние дела, проблемы отодвигают проявление любви к родным и близким на второй план. Да, трудно отодвинуть на задний план свои интересы, переживания и переключаться лишь на свою семью, но это стоит делать, чтобы сохранить внутри семьи близость, понимание, домашний уют. Не стоит откладывать свою любовь на завтра, ведь самое главное в жизни – семья.
Ребенок чувствует все ссоры, разногласия, которые происходят между родителями. Даже если конфликты были скрыты, то ребенок все равно чувствует тревогу, панику, страх, так как он имеет связь с каждым из своих родителей. Конечно, не бывает отношений совсем без ссор, но стоит работать над причинами разногласий и впредь не допускать подобного, а решать все путем спокойного разговора. Очень часто родители не задумываются, что ссорясь между собой, они травмируют психику ребенка, заставляют его переживать. Но, стоит понимать, что именно это может оказать негативное влияние на ребенка и его развитие. Не существует такой системы воспитания, которая подходит для любой ситуации в жизни. Нужно слушать себя и свое сердце, которое сможет помочь в выборе правильного пути для воспитания. Очень важным для воспитания является развитие в ребенке самостоятельности и ответственности за свои действия. Также, не стоит излишне хвалить детей, перекладывать ответственность с ребенка на себя и не давать возможности выбора. В воспитании, также как и во всем остальном, нужно иметь чувство меры. Например, мальчика не стоит слишком ласкать или же наоборот «давить» властью и контролем. Если это делать, то мальчик, например, никогда не сможет стать настоящим мужчиной и не будет способен к защите себя от других, поиску взаимоотношений в коллективе. Если родители мальчика постоянно и полностью не дают ему проявлять свое упрямство и характер, то он вырастает мягким, ранимым и зависимым от других. Мальчики, которые не получили достаточной заботы от отца, его внимания и воспитания, часто становятся неспособными к семейной жизни. Очень часто за норму мужского поведения они принимают агрессию и физическую грубость. У таких детей практически отсутствуют сопереживание, сочувствие. Им трудно управлять собой и своим поведением. У ребенка любого пола должен быть человек, которому он бы хотел подражать, стать похожим на него. Очень хорошо, когда у ребенка уже с раннего возраста есть цели, мечты, которые могут отличаться от приоритетов родителей. Обличение родительской любви бывает излишним. Ребенок не может сам понять, что родители таким способом проявляют к нему заботу, думая, что это просто чрезмерный контроль. Родительские чувства иногда имеют оттенок назойливости, вмешательства. Многие родители не имеют границы между интересами ребенка и своими. Думают, что лишь они сами могут сделать правильный выбор за ребенка. Именно тогда ребенок, вместо того, чтобы отблагодарить свою семью, испытывает лишь раздражение и озлобленность. Не обязательно проводить друг с другом дни напролет. Ведь важно не количество, а качество времени, которое семья провела вместе. Количество времени не является количеством любви. Важно, чтобы понять ребенка, нужно прежде всего думать о его чувствах и эмоциях. Так как даже взрослому человеку, чтобы понять другого, нужно встать на его место и настроить себя на его внутренний мир. Мама и папа должны осознавать, что их ребенок – особенный человек, которого они обязаны правильно воспитать и задать ему его главные цели и их направление. Родительская любовь в правильном и разумном количестве является огромной ценностью, которую заслуживает каждый ребенок. Именно она помогает ребенку сформироваться, как личности, в обществе, найти свое призвание.
Детское воспитание – огромная государственная ценность, которая важна как обязанность общества и обязанность гражданина. Семья проделывает такую колоссальную работу по воспитанию дошкольников, которые зависят от своих родителей практически полностью. Именно под их руководством они обретают первичные навыки и знания. Главными требованиями в воспитании ребенка любого возраста являются: формирование патриотизма, любви к Родине; понятие морали и модели правильного, разумного поведения. Если же родители недостаточно времени уделяют в воспитании по данным пунктам, то ребенок не может полностью контролировать себя, свои возможности и мысли. Из-за недостаточного уровня в сфере педагогической культуры, многие родители допускают серьезные ошибки в воспитании малыша. Эти ошибки влияют и на дальнейшую жизнь ребенка не в лучшую сторону. Не достаточно лишь желания воспитать из своего ребенка хорошего человека, надо уметь это делать. Конечно, любой родитель хочет многого в воспитании своего ребенка, но для многих это так и остается пустыми словами, которые никогда не будут реализованы. Важнейшую роль в вопросе о помощи родителям в воспитании, играют педагоги дошкольных учреждений. В детских садах, школах раннего развития родителей просвещают в сфере правильности воспитания и взаимодействия с детьми. Воспитатели и преподаватели проводят огромную работу с семьей и достигают общественного и семейного воспитания.
Воспитание ребенка является не только личным делом какой-либо определенной семьи, но это еще является и долгом перед всем обществом. Родители создают новых людей, которые будут работать, ради блага страны, родителей, которые будут воспитывать других людей, и так далее, до бесконечности. В их успешном воспитании озадачены не только родители, но и государство. Если же родители самостоятельно не справляются с такой ответственностью как воспитание детей, то государство оказывает этой семье материальную помощь.
Лишь правильные, понятные задачи и цели, пути их осуществления, помогут успешно воспитать ребенка, без особых затруднений. Этот пункт очень важен в воспитании не только в семье, но и в детском саду. Главная задача родителей – давать себе отчет и ясно понимать, кого они хотят воспитать из своего ребенка и могут ли они для этого сделать все, что полагается. Чтобы воспитать ребенка, необходимо обладать хотя бы первичными педагогическими знаниями, которые еще должны сопровождаться знанием и пониманием своего ребенка. Все это поможет проанализировать своего ребенка и сделать верный выбор для его воспитания. Также очень важен распорядок жизни в семье. В ней должно присутствовать равенство между супругами, теплые, близкие взаимоотношения между членами семьи, уважение, забота, проявление любви, ласки. Семейная жизнь должна развивать в членах семьи не только к материальным вещам, достатку, но еще и к развитию духовного мира. Ребенок должен стремиться к развитию в сфере искусства, творчества, должен тянуться к прекрасному. Ведь только через развитие внутреннего мира можно развиваться в полной мере. С раннего детства ребенок должен понимать, что кроме еды, одежды, игрушек, существуют еще и моральные ценности, которыми нельзя пренебрегать или ставить их на второй план. Именно авторитет каждого из родителей заставляет ребенка слушать его, прислушиваться к его советам, выполнять его просьбы. Без родительского авторитета воспитание просто невозможно. Этот авторитет формируется из жизни родителей, их места работы, чувства ответственности за свою семью. Родители, которые имеют обязанности на работе и дома, но все-таки умеют совмещать эту деятельность, являются наиболее авторитетными. Работая, они не забывают про жизнь детей, их развитие, потребности, чувства. Они все умело совмещают и умеют выкладываться как на работе, так и в семье, не откладывая что-то на потом.
Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей — матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры — не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании.
В связи с особой воспитательной ролью семьи возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы максимизировать положительные и минимизировать отрицательные влияния семьи на поведение развивающейся личности. Для этого необходимо четко определить внутрисемейные социально-психологические факторы, имеющие воспитательное значение.
Именно в семье индивид получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится вести себя в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему родители учат ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой; в противном случае он начнет подражать отрицательным примерам родителей.
1. Основные виды родительского авторитета и их характеристика
Существуют много видов родительского авторитета. Мы рассмотрим здесь более или менее подробно десяток этих сортов. Надеемся, что после такого рассмотрения легче будет выяснить, каким должен быть авторитет настоящий.
Авторитет подавления. Это самый страшный сорт авторитета, хотя и не самый вредный. Сегодня им страдают как отцы, так и матери. По каждому поводу родители раздражаются, сердятся, повышают голос, прибегая подчас и к физическим методам воздействия. Таким родителям совершенно неинтересно, какие проблемы испытывает их ребенок, что при этом чувствует. При таком терроре ребенок вырастает безвольным, забитым, запуганным или, наоборот, потом мстит за подавленное детство. Родители, воспитывающие своего ребенка путем уничтожения его «хочу», разговаривают со своим ребенком тоном, не терпящим возражений, слушают и слышат в разговоре только себя, упиваются страхом и волнением в глазах и поведении своего ребенка.
Авторитет расстояния. Есть такие отцы, да и матери, которые серьё зно убеждены: чтобы дети слушались, нужно поменьше с ними разговаривать, подальше держаться, изредка только выступать в виде начальства. Особенно любили этот вид в некоторых старых интеллигентских семьях. Здесь сплошь и рядом у отца какой-нибудь отдельный кабинет, из которого он показывается изредка, как первосвященник. Обедает он отдельно, развлекается отдельно, даже свои распоряжения по вверенной ему семье он передаёт через мать. Бывают и такие матери: у них своя жизнь, свои интересы, свои мысли. Дети находятся в ведении бабушки или даже домработницы. Нечего и говорить, что такой авторитет не приносит никакой пользы, и такая семья не может быть названа разумно организованной семьей.
Авторитет чванства. Это особый вид авторитета расстояния, но пожалуй, более вредный. У каждого человека есть свои заслуги. Но некоторые люди считают, что они - самые заслуженные, самые важные деятели, и показывают эту важность на каждом шагу, показывают и своим детям. Дома они даже больше пыжатся и надуваются, чем на работе, они только и делают, что толкуют о своих достоинствах, они высокомерно относятся к остальным людям. Бывает очень часто, что, пораженные таким видом отца, начинают чваниться и дети. Перед товарищами они тоже выступают не иначе, как с хвастливым словом, на каждом шагу повторяя: мой папа - начальник, мой папа -- писатель, мой папа - командир, мой папа - знаменитость. В этой атмосфере высокомерия важный папа уже не может разобрать, куда идут его дети и кого он воспитывает. Встречаются такой авторитет и у матерей: какое-нибудь особенное платье, важное знакомство, поездка на курорт - всё это даёт им основание для чванства, для отделения от остальных людей и от своих собственных детей.
Авторитет педантизма. Родители, не считаясь с мнением ребенка, отдают приказы и требуют точного и беспрекословного их выполнения. Дети из таких семей либо подчиняются и тогда страдают от отсутствия самостоятельности, либо сопротивляются требованиям взрослых, и тогда возникают конфликтные ситуации, что нередко приводит ребенка в группу риска.
Иногда проявление родительского педантизма направлено лишь на то, чтобы продемонстрировать власть над собственным ребенком, доказать ему в очередной раз, что он находится в родительской власти и спорить с этим бесполезно
Авторитет назидания. В такой семье ребенка мучают бесконечными поучениями и назидательными разговорами. В качестве примера приводится собственный опыт, который не всегда является положительным. Дети озлобляются против нравоучений, привыкают к ним и перестают на них реагировать, отказываются слушать и слышать своих родителей. Зачастую это приводит к открытой конфронтации между детьми и родителями.
Авторитет любви. Это у нас самый распространённый вид ложного авторитета. Многие родители убеждены : чтобы дети слушались, нужно, чтобы они любили, родителей, а чтобы заслужить эту любовь, необходимо на каждом шагу показывать детям свою родительскую любовь. Нежные слова, бесконечные лобзания, ласки, признания сыплются на детей в совершенно избыточном количестве. Если ребёнок не слушается, у него немедленно спрашивают: "Значит, ты папу не любишь?" Родители ревниво следят за выражением детских глаз и требуют нежности и любви. Часто мать при детях рассказывает знакомым: "Он страшно любит папу и страшно любит меня, он такой нежный ребёнок. "
Такая семья настолько погружается в море сентиментальности и нежных чувств, что уже ничего другого не замечает. Мимо внимания родителей проходят многие важные мелочи семейного воспитания. Ребёнок всё должен делать из любви к родителям.
В этой линии много опасных мест. Здесь вырастает семейный эгоизм. У детей, конечно, не хватает сил на такую любовь. Очень скоро они замечают, что папу и маму можно как угодно обмануть, только нужно это делать с нежным выражением. Папу и маму можно даже запугать, стоит только надуться и показать, что любовь начинает проходить. С малых лет ребёнок начинает понимать, что к людям можно подыгрываться. А так как он не может любить так же сильно и других людей, то подыгрывается к ним уже без всякой любви, с холодным и циническим расчётом. Иногда бывает, что любовь к родителям сохраняется надолго, но все остальные люди рассматриваются как посторонние и чуждые, к ним нет симпатии, нет чувства товарищества.
Это очень опасный вид авторитета. Он выращивает неискренних и лживых эгоистов. И очень часто первыми жертвами такого эгоизма становятся сами родители.
Авторитет доброты. Это самый неумный вид авторитета. В этом случае детское послушание также организуется через детскую любовь, но она вызывается не поцелуями и излияниями, а уступчивостью, мягкостью, добротой родителей. Папа или мама выступают перед ребёнком в образе доброго ангела. Они всё разрешают, им ничего не жаль, они не скупые, они замечательные родители. Они боятся всяких конфликтов, они предпочитают семейный мир, они готовы чем угодно пожертвовать, только бы всё было благополучно. Очень скоро в такой семье дети начинают просто командовать родителями, родительское непротивление открывает самый широкий простор для детских желаний, капризов, требований. Иногда родители позволяют себе небольшое сопротивление, но уже поздно, в семье уже образовался вредный опыт.
Авторитет дружбы. Довольно часто ещё и дети не родились, а между родителями есть уже договор : наши дети будут нашими друзьями. В общем, это, конечно, хорошо. Отец и сын, мать и дочь могут быть друзьями и должны быть друзьями, но всё же родители остаются старшими членами семейного коллектива, и дети всё же остаются воспитанниками. Если дружба достигнет крайних пределов, воспитание прекращается, или начинается противоположный процесс: дети начинают воспитывать родителей. Такие семьи приходится иногда наблюдать среди интеллигенции. В этих семьях дети называют родителей Петькой или Маруськой, потешаются над ними, грубо обрывают, поучают на каждом шагу, ни о каком послушании не может быть и речи. Но здесь нет и дружбы, так как никакая дружба невозможна без взаимного уважения.
Основа взаимоотношений между матерью, отцом и ребенком – естественное и не навязчивое чувство взаимной любви, заботы, ласки, тепла. В воспитании главное чувство меры. Нельзя излишне хвалить ребенка или же наоборот излишне ругать. В воспитании должна быть любовь, ласка, требовательность и уважение. Нельзя что-то убрать, а что-то наоборот дать в двойной мере. Безмерная любовь и неконтролируемое желание исполнять все капризы своего малыша – приносит вред ребенку, а также проблемы с дальнейшим воспитанием и реализацией себя в обществе. Это уже будет не искренней, а «слепой» любовью, которая сделает ребенка капризным, эгоистичным и не умеющим контролировать свои желания.
Взаимоотношения детей и родителей должны основываться не на утолении материальных желаний ребенка, который только требует, но ничего не дает взамен. Правильные отношения должны подкрепляться поддержкой в любое время, совместным времяпрепровождением, заботой, лаской, оцениванием члена своего семьи. Ведь любовь семьи – главный фактор, который помогает человеку стать человеком. Стать добрым, чутким, целеустремленным, способным пройти через непредвиденные трудности. Отношения с ребенком – это, прежде всего уважение его как личности, человека. Да, его жизненный опыт не так богат и разнообразен, но он уже человек, который заслуживает уважение к себе, своим интересам, особенностям. Не стоит делать его беспомощным, неспособным к самостоятельному существованию и выбору.