Дыдыкина Римма
Консультация для родителей «Уроки безопасности дома»
▼ Скачать + Заказать документы
Все родители рано или поздно оказываются в ситуации, когда необходимо «отпустить» ребенка: ребенок должен остаться один дома, ему предстоит впервые преодолеть путь из школы до квартиры, оправиться самостоятельно в магазин и т. д. Нельзя всю жизнь водить за ручку малыша и, чтобы не было беды, каждый ребёнок должен твердо усвоить важные и необходимые навыки безопасности. Знают ли Ваши дети правила безопасного поведения?
Публикация «Консультация для родителей „Уроки безопасности дома“» размещена в разделах
Проблема чаще всего в том, что правила дети знают, но, к сожалению, далеко не всегда им следуют. Если мы спросим ребенка: «Что ты будешь делать, если незнакомый человек постучит в дверь? Или «Как ты поступишь, если незнакомый дядя предложит прокатиться на машине или предложит пойти посмотреть на красивых пушистых котят?», скорее всего ребенок с уверенностью скажет, что знает как себя вести.
Но беда в том, что дети далеко не всегда поступают так как говорят. Между словом и действием у ребенка большой промежуток. Почему? Ответ кроется в особенностях детской психологии. Ребенок легко поддается на соблазны, его интересует все новое, необычное, малыш не может предугадать последствия своих действий, тем более, распознать злой умысел незнакомца, который кажется таким добрым и внимательным.
Проведите простой эксперимент: Попросите своего знакомого, голос которого ребёнок не знает, позвонить вам домой, завести с сыном или дочкой разговор и постараться выведать, один ли он дома и когда вернутся родители. Скорее всего, ребенок будет разговаривать с незнакомцем и расскажет где мама и папа, да и домашний адрес свой сообщит. Проводили эксперимент и детьми, играющими на детской площадке. В большинстве случаев, незнакомцу, роль которого играл корреспондент телевидения, удавалось посредство несложных уговоров и заманчивых предложений увести ребенка с собой.
Как часто мы говорим детям «не трогай», «не ходи», «не открывай» — и добавляем после этого непременное «а то» : «…а то ударишься», «…а то потеряешься», «…а то тебя украдут». Так безопасному поведению обучали нас родители, так в своё время их обучали наши бабушки и дедушки, и мы, сами того не замечая, унаследовали эту систему.
Возможно, в какой-то момент во время таких предостережений вы ловили себя на мысли, что попросту запугиваете своего ребенка и всё время ему что-то запрещаете. А ребенок при этом ещё и не всегда запоминает правила, и тогда после некоторого количества повторов к предостережениям невольно добавляется раздраженное: «Ну сколько можно тебе повторять!», «Я же тебе уже говорила!»
Как выйти из этого замкнутого круга и сделать обучение безопасности эффективным и интересным?
Запомните, чему бы вы ни обучали ребёнка — сказать и даже сто раз повторить недостаточно! Тактика обучения должна быть другая — с учётом особенностей мышления и интересов наших детей! Любые правила безопасности надо не только сообщать, но постоянно закреплять, вводить в практику, заставлять ребенка думать, анализировать. Правила должны настолько прочно отложиться в голове ребенка, чтобы в нужный момент сработали буквально на уровне рефлексов!
Фактически, они должны стать привычкой поведения. Лишь когда действия в той или иной ситуации будут отработаны до автоматизма, ребенок не растеряется, только тогда он в настораживающей ситуации сумеет вовремя сориентироваться и поступить правильно.
Как добиться выполнения этой нелегкой задачи?
Начинайте как можно раньше. То, что внушается в раннем детстве, очень прочно запоминается. А в этом нам помогут любимые детские сказки.
В любой сказке есть «добрым молодцам урок», задача взрослого помочь ребенку этот урок усвоить. Возьмите за правило, не просто прочитать малышу сказку и рассмотреть с ним красивые картинки, но и довести до ребенка смысл поступков героев. Например, всеми любимая сказка «Колобок». Читая сказку, комментируйте действия героев, раскрывая смысл их поступков «Ох, Колобок, ты зачем убежал от бабушки и дедушки, разве так можно себя вести!», «Нет, Колобок,не верь Лисе! Обманет она тебя!». Спросите ребенка «Почему Колобок попал в беду?», «Кого он не послушал?», «Почему поддался уговорам Лисы?». Предложите придумать другой конец сказки, благополучный, заострив внимание ребенка на действиях и словах героя в этом случае.
И таких сказок – много! Это и «Волк и семеро козлят» - не открывайте дверь незнакомцу, даже если он прикинулся мамой, «Гуси-Лебеди» - нельзя оставлять детей без присмотра, «Кот, петух и лиса», «Заюшкина избушка», «Три поросенка», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». А для детей постарше – «Красная Шапочка», «Мальчик с пальчик», «Снежная королева», «Волшебник Изумрудного города», «Стойкий оловянный солдатик» и другие.
Таким образом вы закладываете основы и готовите благоприятную почву для дальнейшего обучения. Но при этом важно учитывать, что детям, особенно маленьким, трудно представить себя на месте кого-то другого. Им нужно —прочувствовать ситуацию, как бы погрузиться в неё. Поэтому самое эффективное обучение происходит тогда, когда задеты чувства ребёнка. Когда ему интересно, любопытно и. чуточку страшно: а вдруг это случилось со мной?
Атмосферу любопытства и соучастия создаёт ребёнку игра. Обучайте
ребенка правилам безопасности, играя.
Поиграйте в сказку, разыгрывая ее сюжет с игрушками или сами станьте героями сказки. А можно и просто придумывать маленькие сюжеты, которые помогут ребенку посмотреть на ситуацию «изнутри».
"Как Зайка неправильно переходил", "Как одна девочка села в чужую машину и она увезла её неизвестно куда", "Как в лифте большой волк чуть Красную шапочку не съел".
"По тротуару, у самого краешка, шла кукла Маша, а мимо, по шоссе, проезжало много машин, и вдруг одна машина остановилась — и „цап-царап“ — Маша оказалась внутри, и её увезли. ".
Разыграли — поговорили, а потом обязательно найдите вместе с ребенком вместе выход — что надо сделать, "как правильно поступить, чтобы в беду не попасть"? Где надо было идти кукле Маше, чтоб из машины её не могли схватить? Что делать Красной Шапочке, чтобы не оказаться с Волком в лифте? Конечно, действовать надо осторожно. Нам ведь важно не перепугать ребёнка, а насторожить, настроить на то, чтобы он видел опасность и мог среагировать в похожей жизненной ситуации.
У данной формы обучения масса разновидностей: игра-эстафета, игра-соревнование, игра-ситуация, игра-квест. Используем подходящее нам, в зависимости от того навыка безопасности, которому обучаем.
Вот, например, игра «Хорошо-плохо» закрепляет в сознании ребенка, что относится к каждой из этих категорий, игра «Что будет, если.», помогает предвидеть различные варианты развития ситуаций, «Скажи наоборот» поможет детям запомнить свойства предметов, действия и т. д.
А что дальше? Повторяйте и закрепляйте полученные знания и умения в жизненных ситуациях – возникающих или специально нами создаваемых.
Например, идё те по тротуару и спрашиваете: "Как ты думаешь, почему мы идём не у самого краешка?". Ребёнок должен сказать, что, во-первых, потому что опасно: машины проходят слишком близко, и, во-вторых, пояснить, в чём именно эта опасность для него заключается.
Ребёнок должен уметь сказать твёрдое "нет", должен уметь закричать, убежать, обратиться к кому-то за помощью. Многие дети стесняются или теряются, и чтобы этого не произошло, заранее тренируйтесь, вовлекайте, играя, ребёнка в активное действие. Не важно, как вы назовё те подобные игры: "Кто громче крикнет", "Как удрать от злодея", "Найди для себя помощников", «Найди самое безопасное место», главное - оттачивать нужные навыки поведения, доводить их буквально до автоматизма. Наприер, играя в игру «Кто громче крикнет?», в конце скажитеребенку: «Дочка, у тебя хорошо получается, ты так громко кричала. Вот когда тебе нужна моя помощь, ты так же громко кричи: «Мама, помоги мне!». Договорились?».
Помогайте приобретать собственный опыт. Используйте опыты и объясняйте их смысл.
Мы с вами знаем, чем опасен весенний лёд на пруду. А ребёнку мало узнать- ему надо в этом ещё убедиться. Подошли, взяли камень, бросили в пруд или хоть в большую лужу-путь ребёнок увидит, как проломится лёд, как разбегаются трещины во все стороны, как тонет брошенный камень. Наглядно, понятно, действенно.
Ребенку 6-7 лет можно продемонстрировать, как зажженная чайная свечка, установленная в тарелку с песком, сама гаснет, если её накрыть перевернутым стаканом. И пояснить, что для горения нужен воздух (кислород, он в стакане закончился, поэтому огонь и гаснет. Так что небольшое пламя можно погасить, накрыв его покрывалом и прихлопнув по краям.
Конечно, об опасностях можно и просто поговорить, но вместе в практическим действием любая информация крепче запоминается!
Нужный навык приобретается и закрепляется постоянными, регулярными тренировками. Вот раздаётся звонок. "Кто к нам пришёл?", — спрашиваете ребёнка и предлагаете ему самому подойти, посмотреть в глазок, спросить "Кто там?" (и так далее). А в следующий раз — пусть действует уже без подсказки. А вы наблюдаете, и выясняете, что запомнил малыш, а что — ещё нет, и в чём ещё нужно ему потренироваться, чтобы чётко усвоилось необходимое правило.
Но имейте в виду: детям быстро надоедает однообразие, им становится скучно и они "отключаются". И — не усваивают информацию, которую хотим до них донести. Поэтому.
Обучайте разными способами. Чем их больше, чем они разнообразнее, тем лучше.
Например, вы обсуждаете с ребенком тему "Почему нельзя уходить со двора?» или "Как по телефону вызвать пожарных, полицию". Если только говорить об этом, ребенку скоро станет скучно, и он благополучно забудет о ваших увещеваниях. Какие еще приемы можно использовать: нарисовать например, электроприборы или колюще-режущие предметы и спросите малыша, помнит ли он, как с ними обращаться.
Расспрашивая о деталях, вы сможете увидеть, что ребенок усвоил, а что надо бы повторить. А ещё это повод тут же поработать над ошибками и снова закрепить пройденное.
Если ваше чадо не любит рисовать, подойдет любое другое творчество: лепка из пластилина, аппликация, коллаж или плакат, можно придумать мультфильм или комикс, сочинить стишок или сказку, придумать загадку, нарисовать и пройти лабиринт, сделать паззл, нарисовать карту, устроить викторину по типу «Что, где, когда?» - кто больше даст правильных ответов, написать сказочному герою или другу письмо и т. д.
Обязательно проверяйте на практике, тогда ребенок сможет действовать именно так, как вы его обучаете, как он вам рассказал!
Обучая разными способами, вы убиваете сразу двух зайцев. "Заяц" первый: ребёнку не скучно, "заяц" второй: нужные навыки в процессе повтора и тренировок доводятся до автоматизма.
Картинки и иллюстрации
Это самая простая форма, не требующая какой-то специальной подготовки. Вы можете взять любую подходящую по смыслу картинку.
Это самая простая форма, не требующая какой-то специальной подготовки. Вы можете взять любую подходящую по смыслу картинку.
Вот, например, как тренировать запоминание внешности и внимательность: возьмите репродукцию любого портрета и предложите компании детей посмотреть на неё 5 секунд, потом закройте картинку, а участники пусть называют по очереди, кто что запомнил. Побеждает тот, кто запомнил больше всего деталей.
А взяв натюрморт или картинку с ягодами и фруктами, легко поговорить с ребенком о том, что фрукты и овощи всегда необходимо мыть, как и руки перед едой.
Также в настоящее время можно найти в продаже уже готовые специализированные наборы карточек по детской безопасности. Они иллюстрируют различные опасные ситуации, и по ним легко ориентироваться.
Далее – очень важно! Правила, которыми вы учите детей неукоснительно соблюдайте сами!
Пусть ваше слово не расходится с делом, с тем, как вы поступаете.
Дети учатся путём подражания – они в любом случае, повторяют то, что делаем мы. Если вы, например, регулярно перебегаете вместе с ребёнком дорогу в неположенном месте? Считайте, что вы на блюдечке приподнесли ему разрешение игнорировать дорожные правила. И он это будет делать, нет, не сейчас, а когда подрастёт. Когда вы его отпустите.
Подавайте детям пример предусмотрительности, осторожности — и это тоже станет примером для подражания. Не назидательно, а так, в подходящий момент. "Сейчас так рано темнеет, — рассуждает мудрая мама, — не пойдём по тёмному скверику, пойдём по дороге, там горят фонари". Вроде брошена фраза случайно, но случай за случаем, случай за случаем. Вот и отложится в голове.
Порою бывают моменты, когда ребёнку что-то запрещено, а взрослому то же самое разрешается. Что делать тогда?
Вызвали лифт, открываются двери, а там — длинноногий подросток. Папа входит вместе с ребёнком. И у малыша, вполне вероятно, в голове возникает вопрос: "Вот, папа спокойно едет вместе с каким-то там дядькой. ". А если не крутится — всё равно, ваше "нарушение правил" может ему запомниться. Поэтому, раз уж случается нам делать то, что не положено делать ребёнку, — объясняйте ему, почему вы поступаете именно так, а не иначе. ("Я высокий и сильный, если что — я смогу с незнакомцем справиться. ").
Вообще старайтесь почаще комментировать свои действия — те самые, которые касаются безопасности. Вас застала гроза; прикидывая, где укрыться, вы говорите так, например: "Нет, мы не будем прятаться под этим высоким деревом: во время грозы это опасно", — и объясняете, почему. "И под аркой не будем прятаться — там темно, место совсем незнакомое. Добежим вон до того магазина, там много людей ".
Запомните, полезно не выдавать готовую информацию, а заставить ребенка думать, анализировать, втянуть малыша в беседу. Задавать вопросы, учить видеть проблемы, находить свои решения, объяснять свои действия. Процесс активного "думания" уже помогает запомнить нужные факты более прочно.
Ещё лучше — побуждать малыша к тому, чтобы он сам задавал вам вопросы. Это хороший признак; значит — ему интересно, значит, новая информация оставит в памяти след.
Не критикуйте. Ребёнок должен вам доверять, только тогда вы сможете быть в курсе событий и в случае необходимости — вмешаться, помочь
Особенно это касается наших подросших детей — мы слишком часто их осуждаем; и они затаиваются, и правды нам не говорят. А надо бы не осуждать, а рассуждать! Анализировать ситуацию. "Хорошо. Ты прошёл по тёмному скверику. Давай подумаем, что могло бы случиться. ". И проводите примеры — примеры из жизни, из книг, из журналов, газет, из Интернета. И это уже будет не голое морализирование, а доказательное объяснение.
Запомните, если мы будем подходить к вопроса обучения правилам безопасности ответственно, не формально, наша умная тактика учит детей видеть причину (что правильно, а что не правильно) и задуматься о последствиях. И нам не страшно будет отпустить детей в их собственную свободную жизнь.