Марина Тюрьминова
Консультация для родителей «Учите детей правильным поступкам»
▼ Скачать + Заказать документы
"Учите детей правильным поступкам"
Даже перед самым маленьким ребёнком (3 – 4 года) жизнь уже ставит нелёгкие проблемы морального выбора. Дело взрослых – предотвратить неправильные поступки, необдуманные действия малыша, вооружить его знаниями о том, что такое хорошо и что такое плохо. Усвоив правильное отношение к разного рода опасным поступкам, дети смогут избегать их, а попав в критическую ситуацию, попытаются найти верное решение.
Темочки:
На примере предлагаемого вам сюжета постарайтесь вместе с ребёнком не спеша разобраться во всех перипетиях, в какие попадают герои. Поведение щенка, его действия и поступки неизменно вызывают симпатию, сочувствие детей. Поступки цыплёнка понятны ребёнку. Может быть, он и сам уже попадал в подобные сложные ситуации. Тогда можно напомнить малышу о них. Сформировать правильное отношение к чьим-то необдуманным поступкам ребёнку гораздо легче, чем к своим собственным. Да и вы, взрослые, всегда придёте на помощь, а где-то и усложните задачу. Малыш вместе с вами пытается вычленять черты характера каждого из персонажей. Помогут в этом вопросы в тексте. Они же натолкнут малыша на попытку посмотреть на себя со стороны, дать объективную оценку собственным действиям и поступкам. Ребёнок с интересом откликнется на предложение подойти к зеркалу и показать себе и вам, как выглядел грустный щенок, радостный. Эти эмоции уже знакомы малышу, пусть потренируется в их выражении.
Можно придумать множество подобных сюжетов, подобрать симпатичных героев, было бы желание. Только успевай рассказывать, а заодно учить ребёнка уму-разуму.
Цыплёнок и щенок
Жил на свете цыплёнок. Звали его Пик. Он был жёлтенький, пушистенький, очень похож на весенний одуванчик. Одуванчик с крохотным клювиком, крохотным хвостиком и с крохотными глазками-бусинками. Такой симпатичный этот Пик! Всем хорош, да вот только не всегда он слушает свою маму Курицу, чем очень огорчает её. (А ты огорчаешь свою маму? Можно назвать тебя послушным ребёнком)
Вот однажды повела мама Курица своих деток-цыпляток на луг. Солнышко светит, травка-муравка зеленеет, цветочки улыбаются.
Вышла курочка гулять,
Свежей травки пощипать.
А за ней цыплята –
Жёлтые ребята.
Ко-ко-ко! Ко-ко-ко!
Не ходите далеко!
Лапками гребите, зёрнышки ищите.
(Что не разрешает курочка цыплятам? Чему учит своих детей? Мама курица заботливая. А что значит «заботливая»? на твою маму похожа)
Один только цыплёнок Пик не послушался маму, не захотел учиться, а убежал по тропинке прямо в лес. (Правильно он поступил? А ты так поступаешь? Непослушный этот цыплёнок. А ты какой)
Бежит цыплёнок Пик по тропинке, радуется, что остался один, думает, чем же заняться. Вдруг слышит: кто-то тихонько плачет. Глядь – а в кустах сидит маленький щенок, слёзы лапкой утирает, жалобно скулит:
- Ой-ой-ой! Какой же я бедный, какой несчастный. Нет у меня дома, нет друзей. Один я одинёшенек на всём белом свете!
- Не горюй! – стал утешать щенка цыплёнок. – Хочешь, я буду твоим другом? (Какой цыплёнок? Дружелюбный)
- Я тоже буду твоим другом! – запищал кто-то рядом.
Глянули щенок и цыплёнок – а перед ними стоит крохотный мышонок и предлагает:
- Заходи в нашу норку и живи с нами! (Вот какой добрый мышонок. А ты бы пригласил щенка к себе? Ты тоже добрый.)
- Что ты такое говоришь? – возмутился цыплёнок. – В твою норку только червяк сможет пролезть да ещё ты и всё! А у нас большой птичий двор. Места всем хватит. (Какой цыплёнок? Доброжелательный. Значит всем желает добра. А тебя можно назвать доброжелательным? Расскажи почему)
Обрадовался щенок. (Как ты думаешь чему) Поблагодарил он мышонка за приглашение, и повёл его цыплёнок по тропинке прямо к своему дому.
- Мама, мама! – радостно закричал Пик. – Я нашёл себе друга. Он будет жить у нас.
Увидела мама Курица друзей и строго сказала:
- Нет, нет и нет! Щенку не место среди цыплят! Да и какой он тебе друг! Он может укусить кого-нибудь из вас.
Услыхал это щенок, молча повернулся и, повесив голову, печально побрёл куда глаза глядят. (Почему опечалился щенок? Почему повесил голову)
А цыплёнок? Что ему делать? Жалко щенка, а маму слушаться надо. Вот какая ситуация! (Видишь, всем троим плохо. А кто виноват? Запомни: прежде чем принимать важное решение, сначала посоветуйся с родителями)
Но однажды случилась беда. Прослышала хитрая лиса о непослушном цыплёнке, подкараулила, когда он снова убежал от мамы в лес, - и хвать зубами! Кричит цыплёнок, зовёт на помощь маму, а мама далеко, не слышит сыночка.
А щенок уже тут как тут. Кинулся на помощь другу. Рычит на лису, лает, за хвост её таскает: «Отпусти цыплёнка!»
Испугалась лиса, отпустила бедного цыплёнка, а сама убежала в лес. (Как ты думаешь, почему цыплёнок попал в беду? А каким оказался щенок? А ты бы помог цыплёнку, не испугался бы лисы? Молодец, ты тоже храбрый.)
А на птичьем дворе переполох. Курочка кинулась искать непослушного сына, а его нигде нет, и никто не видел, куда он сбежал. Горько заплакала мама Курица. Жаль ей непослушного сынка. Цыплята вокруг столпились, волнуются, пищат, успокаивают маму. Да только никто из них не знает, как ей помочь. (Может ты знаешь? Нет. И я не знаю, как горю помочь. Теперь ты понял, как неправильно поступил цыплёнок Пик? А ты свою маму расстраивал)
Но вот на тропинке показался цыплёнок Пик. Рядом с ним топал счастливый щенок.
- Мама, мама! – радостно распищались цыплята. – Вот наш Пик, цел и невредим.
Кинулась курочка к сыночку, ну его на радостях целовать, ласкать. А щенок грустно вздохнул и пошёл назад в лес бродить по свету один. (Как ты думаешь, почему загрустил щенок? Почему опять ушёл)
Остановила его мама курица:
- Ты куда, малыш? Оставайся жить с нами. Спасибо тебе большое, что ты спас моего сына. Извини, я не сразу поняла, что ты настоящий друг.
Обняла она друзей крыльями, прижала к себе. (Какая мама курица справедливая! Почему мы так называем её)
И стал щенок жить-поживать среди добрых друзей. (А вот какое ему дать имя - придумай сам.)
А цыплёнок Пик никогда больше не убегал от мамы и стал послушным сыном.
Вот и всё. Конец, а кто слушал – молодец!
С. Теплюк,
Кандидат педагогических наук,
Сентябрь 2002г