Надежда Москаева
Консультация для родителей «Учите детей читать»
▼ Скачать + Заказать документы
Хорошо известно, насколько сложна и объемна программа начальных классов и как порой трудно не умеющему читать ребенку осваивать ее курс. И особенно трудно приходится первокласснику. По-другому чувствуют себя уже умеющие читать дети. Они легче вписываются в процесс обучения, им комфортнее на новой ступени образования.
Существует много способов научить ребенка читать, и каждый из них хорош по-своему. Но при этом очень важно учитывать следующее : во-первых, система обучения должна обязательно иметь познавательную основу; во-вторых, необходимо использование игровых приемов, не утомляющих и не напрягающих ребенка.
Публикация «Консультация для родителей „Учите детей читать“» размещена в разделах
Процесс овладения чтением сложен для ребенка, если он один на один с книгой, да и словарный запас не так велик и набор речевых конструкций бедноват. Хочется читать, а не получается. Помучился, помучился и …
Поддержать ребенка в этот трудный для него период может каждый взрослый: воспитатели, родители, бабушка и дедушка, старшие брат и сестра.
Главное место в обучении 5-6 летних детей отведено работе со звуком( «Назови первый звук в слове», «Живые звуки», буквой, словом, предложением. Опыт показывает, что необходимо достаточно времени уделять звуковому восприятию слова, формируя фонетический и речевой слух детей.
У многих детей этого возраста есть дефекты произношения. Совершенствуя речевой аппарат, целесообразно начинать занятия с артикуляционных упражнений, проговаривая всевозможных скороговорок, четверостиший, рифмованных строчек и прочее. Крайне необходима детям словарная работа, поскольку на начальных ступенях обучению чтению процесс понимания отстает от восприятия слова. И здесь важны упражнения, формирующие способность быстро схватывать смысл читаемого, запоминать содержание, строить высказывания, умение слушать и понимать собеседника. Всегда нужно стремиться пополнять словарный запас детей синонимами, антонимами.
Нужно формировать любовь к чтению. Основное условие для успешного формирования ребенка-читателя в семье – это так называемое единство книжного окружения и книжных интересов детей и родителей. Соблюдение родителями ряда требований и норм:
1. В доме должны быть книги и у взрослых и у детей.
2. Книг не должно быть много, но важно, чтобы они были достаточно разнообразны, а главное, необходимыми почти каждый день.
3. Важно учесть, какие выбирать книги. Покупая ребенку книгу, посмотрите ее сами. Она должна быть с красочными, четкими, реалистическими иллюстрациями. Для начинающих читать шрифт высотой 6-8 мм, с достаточным интервалом между словами и строчками. Хорошо, если на одной странице большой рисунок сопровождается тремя-четырьмя короткими строчками текста.
4. К книгам из личной библиотеки надо постоянно обращаться. Их надо читать вслух, всей семьей, не для ребенка, а вместе с ребенком.
Необходимо прививать следующие навыки при чтении:
- Читать следует сидя! Читать лежа вредно для глаз.
- При чтении надо сидеть прямо, не сгибаясь.
- Мебель должна соответствовать его росту.
- Свет должен падать слева, но не сзади и не справа, так как это создает тень и мешает чтению.
- Нельзя читать, когда утомлены глаза.
Помните: обучение грамоте – ответственный период в жизни ребенка. И то, насколько благополучно он будет проходить, во многом зависит от вас, вашего терпения, доброжелательности, ласки. Дайте ребенку поверить в собственные силы. Пусть от занятия к занятию чувствует свой успех, думает, проявляет инициативу, творчество.