Починская Евгения
Консультация для родителей «Учимся, играя. Развитие речи дошкольника»
▼ Скачать + Заказать документы
Каждый человек приходит в этот мир, как чистая книга. Для того, чтобы малыш успешно развивался, хорошо учился в школе, необходимо ещё в раннем возрасте начать развивать его речь, как основу коммуникации ребёнка с окружающими.
На сегодняшний день существует большое количество методик, позволяющих эффективно обучать ребёнка устной речи, да и детские товары очень разнообразны и могут стать отличным вспомогательным материалом в занятиях с малышом.
Публикация «Консультация для родителей „Учимся, играя, Развитие речи дошкольника“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
общение родителей с ребёнком должно быть регулярным, и уже с момента рождения с малышом нужно разговаривать. мамины слова, интонации создают у ребёнка отношение к тому или иному предмету, событию, людям, животным.
Первые упражнения по развитию речи можно начинать с того момента, когда малыш начинает держать головку и уже стремиться осмотреть окружающий мир с маминых рук. Просто ходите с ребёнком по квартире и улице, показывайте ему и называйте чётко вслух предметы. Например, покажите ему стол, стул, детские горки и качели на площадке, игрушки, деревья, животных. Этим вы формируете понятийный аппарат у младенца, и дети, которым так рано начали показывать окружающий мир, закономерно лучше впоследствии осваивают устную речь.
Дети, которые уже умеют ползать, активно изучают мир. Поэтому уже в 6-10 месяцев родители могут начинать знакомить ребёнка с книжками.
Замечательный вариант - энциклопедия для детей от 0 до 3-4 лет. В таких книгах, как правило, приведены обычные ситуации из жизни ребёнка, например, такие как еда, сон, купание, прогулка, а также эмоции: плач, смех и т. п. Найдутся там и красочные изображения домашних животных, диких зверей, растений и машин.
Знакомя ребёнка с книгой, не забывайте проговаривать названия предметов на картинках вслух.
Самые первые игры
Ситуативные игры с ребёнком от 1,5 лет - отличная возможность для развития речи и расширения понятийного аппарата.
Здесь родителям на помощь придут любые игрушки: куклы, детские домики, железная дорога, кубики, конструктор и многое-многое другое.
ребёнку, которому уже исполнилось 1,5-2 года, можно предложить карточки для развития речи, специальные крупные пазлы, которые одновременно расширяют кругозор и улучшают мелкую моторику.
Игры для развития речи и мышления
Сегодня 3-4-летний малыш управляется с телевизором, шлёпает по клавиатуре компьютера и кнопкам мобильного телефона. И всё же мир вокруг нас не изменился в том смысле, что каждый ребёнок открывает его для себя заново. Поэтому начнём сначала.
Заметно облегчит жизнь самодеятельному педагогу-родителю систематизация. Без потерь передать ребёнку важнейшие знания о мире удастся, только разложив их по полочкам.
Приучите ребёнка (и себя) к тому, чтобы занятия с ним были ежедневными, хотя бы по 10 - 15 минут. Некоторые упражнения можно выполнять по дороге домой, в магазин или в транспорте, можно задавать ребёнку вопросы и задания при ежедневной работе по дому, то есть в повседневной жизни. Не жалейте на занятия времени, оно потом во много раз окупится!
Разговариваем разговоры
Ваша цель - приохотить "ученика" говорить много и правильно. Прогулки на даче и вы городе тоже можно использовать для игр и бесед с ребёнком. В лесу или в парке старайтесь максимально точно называть цвета листьев, пней, стволов, веток.
Если ребёнок видит вокруг только зелёный цвет, сравните окраску двух листочков с разных деревьев. В глаза сразу бросится существенная разница. Вот тут-то и могут появиться такие слова, как "светло-зелёный", "тёмно-зелёный", "изумрудный", "болотный", "салатный", "жёлто-зелёный".
Предложите ребёнку отправиться на поиски новых цветов - всматривайтесь вместе, вглядывайтесь, и тогда вы заметите, как меняется лист от попавшего на него света, от соприкосновения с другими растениями.
Найдите на полянке три цветка (травинки, шишки). Попробуйте описать один из них, а ребёнок пусть догадается, о каком именно идёт речь. Потом поменяйтесь ролями.
Попросите ребёнка определить характер деревьев. Начните рассказывать сами - пусть малыш заметит, что они не похожи друг на друга. Одно - величаво-торжественное, другое - бесшабашно-весёлое, третье - трагически грустное.
Предложите ребёнку найти два одинаковых листка (камушка, цветка).
Если он справится, рассмотрите их внимательно. Пусть ребёнок убедится в том, что, как бы ни были похожи предметы, в каждом есть неповторимое отличие.
Когда малыш поймёт, насколько многообразна природа, попросите отыскать его два совершенно разных листка. Ребёнок с радостью принесёт вам лист клёна и маленький берёзовый, уверяя, что они не похожи друг на друга.
Исследуйте их вместе, и вы увидите, что оба они тонкие, с черешком и прожилками, оба растут на дереве, их формы разные, но совсем другие, чем у мяча или дома.
Сопоставив несколько пар листьев, малыш убедится, что самые разные предметы могут иметь сходство, особенно те, которые зовутся одинаково (как в нашем случае - "листья").
Игра "На что похоже и почему?"
Гуляя по лесу, задавайте ему такие вопросы: "Лист на что похож? Чем? На что похожи пень, коряга, цветок, ветка?" Отвечайте сами, но слушайте внимательно и ребёнка. Ведь у наших малышей такое непосредственное восприятие!
Можно немного видоизменить игру, уделяя больше внимания сходству различных предметов: "Чем лист похож на бумагу?" (ТОлщиной, лёгкостью); "А на траву?" (Цветом); "А на каплю?" (Формой).
Из таких игр рождается ещё одно увлекательное занятие: придумывание и отгадывание загадок, построенных на сравнении предметов между собой.
Например, если малыш сказал, что лист похож на каплю по форме, но отличается цветом, помогите ему составить загадку: "Висит капля зелёная, как трава".
Следующий вид упражнений - СКОРОГОВОРКИ. Важно, чтобы дети поняли, что необходимо говорить не только быстро, но и чисто.
Ткач ткёт ткани на платок Тане.
Около кола - колокола.
Как у горки, на пригорке жили тридцать три Егорки.
Шестнадцать шли мышей и шесть нашли грошей.
А что, если предложить ребёнку произносить одну и ту же фразу с разными интонациями (нежно, зло, вопросительно, с удивлением, с радостью, со страхом, приказывая, прося, умоляя, тихо, громко?
Милая моя, ты не спишь!
Скорее домой!
Мама купи шоколадку.
Подобные задания помогут малышу развить речь, воображение, избавиться от скованности, научат смеяться над своими ошибками, не стесняясь товарищей.
Игра "Четвёртый лишний"
Для игры понадобятся четыре картинки с изображением предметов, три из которых относятся к одному обобщающему понятию.
Вы раскладываете их перед ребёнком и предлагаете определить, какие подходят друг к другу и можно ли назвать их общим словом, а какая из картинок лишняя и почему.
Набор может быть разнообразным, например: чашка, блюдце, тарелка и яблоко; берёза, дуб, рябина и ромашка; медведь, лиса, собака и волк. Эта игра предназначена для развития логического мышления и закрепления обобщающих понятий ("цветы", "дикие животные", "деревья", "фрукты" и так далее).
Игра со звуками и буквами
Если ребёнок уже знаком с буквами, можно предложить ему игру "Какой первый звук в слове?" (взрослый называет слово, а ребёнок отвечает, с какого звука оно начинается) или "Какой звук спрятался в конце слова?" (называем слово и определяем последний звук).
Если малыш хорошо справляется, можно попросить его проговаривать предложенные слова по звукам; придумывать слова, в которых, например, звук [А] стоит в начале, в середине, в конце. Можно поменяться с ребёнком ролями, чтобы он сам давал задание и проверял его выполнение.
Игра развивает фонематический слух, готовит ребёнка к обучению грамоте (чтению и письму).
Игра "Найди тайник"
Нарисуйте на листе бумаги план комнаты, где будет проходить игра, спрячьте в ней игрушку и покажите на плане место её расположения. Ребёнок должен найти вещь, опираясь на схему. Это можно делать и на детской площадке, что значительно усложнит задачу.
Игра поможет развитию логического мышления, пространственной ориентировке и умения действовать по определённой схеме.
Для развития речи ребёнка и формирования интереса к чтению необходимо помнить, что нужно использовать каждую возможность общения с ним: разговаривать о его и своих делах, о том, что он увидел и услышал, о прочитанном, отвечать на вопросы.
Обязательно следует регулярно читать ребёнку детские стихи, рассказы, сказки, повести, загадки. У него под рукой должно быть достаточно материалов для чтения и рассматривания картинок.
Сами родители должны подавать примеры регулярного чтения книг, журналов, газет. Желательно записать ребёнка в детскую библиотеку, чтобы он смог полистать книги и выбрать понравившуюся.
Почаще играйте с ребёнком в различные игры: сюжетные и настольные, со словами и геометрическим материалом. Не навязывайте ему ту или иную игру, предложите - а он пускай выберет сам.
Разрешите ребёнку свободно пользоваться карандашами, фломастерами, красками, клеем, пластилином и т. д.
Маленькие дети могут и хотят учиться - это неоспоримый факт. В них спокойно сосуществуют наивность и мудрость, талант и невежество. Детей необходимо обучать дома потому, что знания, полученные в первые годы жизни, никогда нек исчезнут из памяти.