Анастасия Мирошниченко
Консультация для родителей «Учим ребёнка говорить правильно»
Здравствуйте, уважаемые родители!
Прекрасна речь, когда она, как ручеек,
Бежите среди камней чиста, нетороплива,
И ты готов внимать её поток
И восклицать: - О! как же ты красива!
Е. Щукина
Я предлагаю вам продолжите фразу: «Мой ребёнок начал говорить …»
Ваши ответы показали, что некоторые дети начали говорить в период с 2 до 3 лет. У этих ребят наблюдается некоторая задержка. Многие родители отметили, что их ребята начали говорить в возрасте от 8-9 месяцев до 1года 2 мес. Это является физиологической нормой. Поздравляю вас.
Публикация «Консультация для родителей „Учим ребёнка говорить правильно“» размещена в разделах
- Заинтересованы ли в том, чтобы ваш ребёнок говорил правильно? Очень приятно видеть внимательных и заботливых родителей.
- Считаете ли вы, что ваш ребёнок говорить чисто, внятно, правильно?
Ниже приведена таблица появления звуков в речи ребенка при нормальном речевом развитии
Время появления звуков (возраст) 1-2 года 2-3 года 3-5 лет 5-6 лет
ЗВУКИ А О Э
П Б М И Ы У
Ф В
Т Д Н
Г К Х Й С З Ц
Ш Ж
Ч Щ Р
Л
- Как научить ребенка говорить правильно в домашних условиях?
Очень часто родители сталкиваются с проблемой в развитии речи у ребенка. Не каждый имеет возможность обратиться к логопеду, но каждый может заниматься со своим ребенком самостоятельно.
- Сможет ли мама сама справиться с этой задачей, без помощи специалиста?
Да, сможет. Мы собрали несколько правил, следуя которым, Вы поможете малышу рано начать говорить, накопите его словарь, сделаете речь ребенка максимально четкой и правильной. Занятия могут проводиться с любым малышом дошкольного возраста, меняется лишь подход: игровая форма, тональность, время и т. п.
Правило 1
Становитесь на уровень малыша, чтобы он с легкостью мог смотреть вам в глаза и следить за вашими действиями. Разговаривайте с ребенком так, чтобы он видел Ваше лицо, Вашу артикуляцию, Вашу мимику. Не бросайте слова на бегу. Ребенок начинает говорить, подражая взрослому, и мы должны помочь ему. Четко произносите слова, тяните ударные гласные. Например, показывая картинку с коровой, громко скажите, широко открывая рот: «Это КА-РОО-ВА. Корова говорит : МУ-У-У!» Вытяните вперед губы, и ребенок скоро поймет, как формируется звук У.
Когда малыш станет постарше (примерно с 1 г. 4 мес. - 1г. 8 мес.) и уже начнет сам говорить, начинайте разговаривать с ним своим обычным голосом, при этом четко произнося звуки.
Правило 2
Не заменяйте сложные слова простыми. Если в книге нарисован осьминог, так его и называйте. Не обобщайте одним словом, например, «шапка» кепку, косынку, панаму, шляпу, каску. Ребенок рано или поздно узнает, что это разные головные уборы, имеющие каждый свое название. Если сразу своими именами называть булку, кекс, печенье, коржик, манник, сметанник и т. д., то и малыш начнет их различать.
Правило 3
Не забывайте про глаголы и признаки предметов.
Разговаривайте с маленьким ребенком простыми предложениями: Машинка едет (мчится, стоит). Солнышко светит (взошло, спряталось, улыбается, смотрит на нас, красивое, желтое, доброе, теплое, ласковое, летнее).
Правило 4
Читайте художественную литературу с рождения – стишки, сказки. Важно, чтобы художественная литература соответствовала возрасту ребенка. Произведения должны быть проиллюстрированы. У маленького ребенка мышление наглядное, в голове его мало образов, поэтому, читая сказку или стихотворение, обязательно вместе поищите на картинках героев, рассмотрите, обсудите, какие они, дайте оценку. Чтение художественной литературы – обогащает словарь. В быту мы пользуемся простыми глаголами, небольшим количеством признаков предметов, а писатели и поэты употребляют более красочные эпитеты.
Правило 5
Играйте со словами, слогами, звуками. На подобного рода игры не нужно уделять специальное время, можно играть в транспорте, сидя в очереди в поликлинику. С маленьким малышом играйте в слоги. Вы ему: «Та-та-та», он вам: «Ту-ту-ту», вы ему: «Ма-ма-ма», он вам: «Па-па-па» и т. д. Как правило, дети охотно включаются в такие игры, но и интереса хватает минут на 5-10. А нам больше и не надо! И потренировались в четкости произношения и гимнастику для язычка и губ сделали.
Правило 6
Развивайте мелкую моторику. Рука, как утверждают специалисты, второй орган речи, не нужно оставлять ее без внимания. Пальчиковая гимнастика не должна быть молчаливой! Пальчиковые игры с текстами очень эмоциональны, увлекательны, способствуют развитию речи, творческой деятельности, памяти, вниманию.
Правило 7
В любом возрасте применяйте игровую форму, иначе даже самый спокойный ребенок перестанет вас слушать. Не старайтесь выполнить за один раз все вышеперечисленное.
Правило 8
Больше говорите, шутите, поощряйте любую речевую активность ребенка и скоро Вы получите самого интересного для себя собеседника!
Помните, семья для ребёнка – это и среда обитания и воспитательная среда. Именно в семье ребёнок учится общаться, с помощью слов выражать свои потребности. Речь родителей, и всех окружающих малыша, играет первостепенное значение в развитии всей системы речи ребёнка. Поэтому для создания благоприятной почвы для развития своего ребёнка каждому родителю необходимо следить за своей речью, а так же прививать интерес к речевым играм, чтению, рассказыванию, рассматриванию картин иллюстраций своим детям.