Зинаида Кашеева
Консультация для родителей «Трудовое воспитание детей в детском саду и дома»
▼ Скачать + Заказать документы
Трудовое воспитание – важное средство всестороннего развития личности ребёнка. Трудолюбие не даётся от природы, оно должно воспитываться с самого раннего детства. Таким образом, именно в семье закладываются основы трудового воспитания. Многие родители хорошо понимают, как привить ребёнку элементарные трудовые навыки, ведь труд формирует личные качества - ответственность, бережливость, настойчивость в достижении цели.
Публикация «Консультация для родителей „Трудовое воспитание детей в детском саду и дома“» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Трудовое воспитание. Консультации
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
Родителям очень важно и полезно всячески поощрять и закреплять у ребёнка стремление к самостоятельности. Не нужно делать за ребёнка то, что он может сделать сам, необходимо дать ребёнку возможность самому это сделать. Собираясь в детский сад, ребёнок должен одеваться сам, сделайте специально для него полочку, чтобы было удобно и легко взять самому расчёску, полотенце, зубную щётку и т. п.
Василий Сухомлинский в книге «Сердце отдаю детям» отмечал, что трудовая жизнь в годы детства - одно из важных условий формирования гармоничного человека. Необходимо, чтобы, живя с детства в труде и с трудом, маленький человек чувствовал потребность в другом человеке именно для совместной работы, для творчества. Выдающийся педагог советовал не бояться затмить солнце золотого детства тем, что ребенку будет трудно, что он, напрягая свои усилия, сделает больше, чем казалось, может. Сделав большее, ребенок впервые переживает гордость за себя, словно открывает в себе новые возможности, видит себя глазами других людей. Главная задача семьи - так организовать свой уклад жизни и деятельность ребенка в семье, чтобы самостоятельный труд имел на него максимальное воспитательное воздействие.
Самым оптимальным возрастом для приучения ребенка к труду является период от 2,5 – 3 лет. В это время малыш активно познаёт окружающий мир. Ребенок этого возраста с огромным удовольствием подражает действиям взрослых, поэтому ребенок стремится «помыть пол», «погладить вещи», «приготовить обед», «постирать бельё». Не стоит отказываться от помощи ребенка, даже если он на данном этапе мешает, а не помогает. Если в этом возрасте Вы не оттолкнете ребенка и не отправите его играть, вместо помощи по дому, то лет в 5 лет Ваша дочь сможет приготовить несложное блюдо, а четырехлетний малыш будет в состоянии пропылесосить комнату.
В дошкольном возрасте детям посильны четыре вида труда.
Самообслуживание - формирование навыков правильного держания столовых предметов, умение правильно пользоваться салфеткой, умывания, раздевания и одевания; развитие умений пользоваться предметами гигиены (туалетом, носовым платком, полотенцем, зубной щеткой, расческой, щеткой для одежды и обуви и пр.); воспитание бережного отношения к своим и чужим вещам и предметам быта. В детском саду - дежурство по столовой, изо деятельности, где дети расставляют кисточки, баночки, клей, ножницы, бумагу и т. д в зеленом уголке т. д. И важно не заставлять, а приучать ребенка к трудовому усилию. Необходимо это делать терпеливо, напористо и постепенно. Принуждение к труду может вызвать у него протест. Овладев навыками самообслуживания, ребенок не только может обслужить себя, но и приучается к аккуратности, а также помогать другим детям.
Хозяйственно-бытовой труд – Именно бытовой труд закладывает основу трудового воспитания. Развитие у детей хозяйственных трудовых навыков в быту, протирание и мытье игрушек, детской и кукольной мебели, стирка кукольного и детского белья, уборка игрушек и наведение порядка в комнате, помощь родителям по кухне.
Понаблюдав за мамой на кухне, девочки в игре начинают и сами «варить суп, компот», а мальчики старательно «делают ремонт автомобиля». Такая игра - первая школа приобретения трудовых умений и навыков, которые в дальнейшем будут усовершенствоваться.
Привлекая детей к выполнению бытовых обязанностей, мы воспитываем привычку работать, а вместе с ним приучаем заботиться о других людях, формируя благородные привычки. Приучать детей к выполнению любых бытовых дел нужно не только потому, что мы должны готовить их к будущей самостоятельной жизни. Привычка и умение делать что-то своими руками пригодятся ребенку в жизни, какую бы профессию он не выбрал, и, кроме того, они в значительной степени способствуют его умственному развитию.
Труд в природе - Труд в природе способствует развитию наблюдательности, любознательности детей и экологического воспитания, воспитывает у них интерес к сельскохозяйственному труду и уважение к людям, которые им занимаются. Труд в природе помогает воспитать любовь и бережное отношение к ней. Любить природу - это значит воссоздавать и приумножать богатство нашей Родины, бережно относиться к природе, к результатам труда.
Наряду с наблюдениями труда окружающих, большое место занимает собственная трудовая деятельность ребенка. Детские сады имеют природные уголки, огороды, цветники, где дети могут освоить трудовые навыки. Дети овладевают простейшими практическими навыками обращения с сельскохозяйственным инвентарем, усваивают приемы ухода за растениями, получают много сведений о росте и развитии растений. Труд детей в природе создает благоприятные условия для физического развития, совершенствует движения, стимулирует действие разных органов, укрепляет нервную систему. В этом труде, как ни в каком другом, сочетаются умственные и волевые усилия.
Систематическая коллективная работа объединяет и сплачивает ребят, воспитывает у них трудолюбие и ответственность за порученное дело, доставляет им удовольствие и радость.
Ручной труд – «Мастерство рук - это материальное воплощение любопытного ума, сообразительности, творческого воображения. Очень важно, чтобы в детские годы каждый ребенок осуществлял руками свой замысел». «Источник способностей и дарований детей - на кончиках их пальчиков» «Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок» (Василий Сухомлинский)
Самостоятельное и с помощью взрослых изготовление из бумаги, картона, природного и бросового материала простейших предметов, необходимых в быту и для игр ребенка. Какую бы работу мы не организовывали с детьми, главная наша цель - заинтересовать детей, показать посильность и значимость ее выполнения, постепенность действий, эстетическую и практическую ценность изготовленной собственноручно вещи.
Что же происходит у детей в процессе трудовой деятельности?
1. В процессе трудовой деятельности происходит физическое и психическое развитие детей, овладение умениями и навыками (умение работать согласованно, намечать последовательность действий, производить корректировку цели.)
2. Участие в трудовой деятельности способствует общению детей со сверстниками и взрослыми, развиваются индивидуальные и коммуникативные качества.
3. Проявляется уважение к труду и людям труда, трудолюбие необходимо воспитывать с детства. Ребёнок начинает ценить труд других людей.
В среднем дошкольном возрасте совершенствуются навыки, которыми дети овладевали в младшем возрасте. Но большое внимание уделяется исполнительности, умение доводить начатое дело до конца: одеваться, раздеваться, есть аккуратно, чисто и не отвлекаясь. Эти задачи решаются успешнее при использовании игровых приемов и систематическом контролем за действиями детей со стороны взрослых. В этом возрасте у ребенка появляется стремление научить товарища тому, что умеет сам.
Задачи трудового воспитания ребенка настолько разносторонни, что для их успешного решения необходимо тесное сотрудничество и взаимодействие семьи и дошкольного учреждения, родителей и воспитателей.