Наталья Волобуева
Консультация для родителей: Трудности в обучении грамоте: причины возникновения и способы коррекции вне логопункта
▼ Скачать + Заказать документы
Многие родители считают, что ребенок, выучивший буквы к школе, непременно будет отличником. Однако, как показывает практика, знание букв и даже умение читать и писать, не является залогом успешного обучения грамоте. Невнимательность детей, неусидчивость, нежелание учиться, быстрая утомляемость являются частыми жалобами родителей. В ряде случаев они правы, но, как правило, за этим стоят более серьезные вещи: физиологические, психологические, неврологические и речевые проблемы, такие как:
Публикация «Консультация для родителей: Трудности в обучении грамоте: причины возникновения и способы коррекции вне логопункта» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Консультации
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
1. Нарушение фонематического восприятия — способности различать парные звонкие и глухие, твердые и мягкие, сонорные согласные. Такие дети допускают ошибки там, где это кажется невозможным: телевон, огно, хомак и т. д.
2. Дефекты произношения. Да-да, замены и пропуски звуков в устной речи могут стать соответствующими ошибками в письменной: лыба, сапка, мовоко и т. д.
3. Несформированность навыков звукового анализа и синтеза. Ребенок затрудняется в определении последовательности звуков и места звука в слове, количества звуков в слове, слов в предложении и порядке их расположения. Отсюда — пропуск букв, буквосочетаний, слов.
4. Некоторые первоклассники и даже второклассники плохо знают буквы алфавита. Распознавание одной буквы может занимать несколько секунд.
4. Недостаточное развитие психических функций — внимания, восприятия, мышления, памяти. Зачастую дети с данными проблемами не понимают или быстро забывают прочитанное. Учитывая, что большинство заданий письменные, выполнение их становится просто невозможным.
5. Нарушение ориентации в пространстве и на листе бумаги. Это ведет к искаженному написанию букв и слов.
6. Несформированность мелкой моторики влечет к неправильному написанию букв, быстрому уставанию руки, некрасивому письму.
К сожалению, не у всех детей с данным нарушениями есть возможность посещать логопедические занятия. Тем не менее, родители могут оказать посильную помощь своим детям в решении подобных проблем.
1. Речь родителей должна быть образцом для подражания ребенка.
2. Своевременная консультация специалистов — психолога, невролога, стоматолога — поможет начать правильно организованную коррекционную работу в более ранние сроки и, следовательно, облегчит процесс обучения.
3. Четкая слуховая дифференциация гласных-согласных, свистящих-шипящих, твердых-мягких залог правильного письма. Используйте, например, такиеигры: «Разложи игрушки по коробкам: Л и Р», «Поймай звук (Хлопни, если услышишь заданный звук)», «Попугай-повторюшка: ра-ра-ла, са-за-са,.», «Нарисуй узор: синий кружок, если услышишь согласный, и красный, если услышишь гласный» и пр.
4. Усвоение слоговой структуры слова: «Нарисуй короткую черточку, если услышишь короткое слово и длинную линию, если услышишь длинное», «Телеграф: отхлопывание слогов», «Раздели линию на столько частей, сколько слогов в слове», «Азбука Морзе: нарисуй столько черточек, сколько слогов в слове», «Стукни мячом на каждый слог», «Запиши только гласные буквы слова», «Составь слово из слогов», «Цепочка: последний слог слова является первым в следующем слове» и п.
5. Умение установить последовательность звуков в слове: «Назови слово по звукам», «Собери слово из первых (последних) звуков данных слов», игры по типу "Города" и т. д.
6. Многочисленные тетради для развития графомотрных навыков помогут ребенку улучшить почерк.
7. Огромное количество пособий по развитию высших психических функций: памяти, внимания, мышления, логики, восприятия должны стать для вашего ребенка настольными и обязательными для ежедневного выполнения.