ОЛЬГА ХАТКУТОВА
Виды и причины возникновения заикания
▼ Скачать + Заказать документы
Заикание представляет собой один из наиболее сложных речевых нарушений. Это нарушение ритма, темпа и плавности речи, которое обусловлено судорожным состоянием мышц речевого аппарата. Дьякова Е. А и Беляева Л. И отмечают, что внешнее заикание проявляется через органы артикуляции. Эти органы движутся со сбоями, дыхание напряжено и становится коротким, голос также напряжен. Очень часто при заикании речь возникает на вдохе. При этом отсутствует согласованность в работе дыхания, голоса и артикуляции. Таким образом, заикание проявляется в непроизвольных остановках в момент высказывания, а также в вынужденных повторениях отдельных звуков и слогов.
Публикация «Виды и причины возникновения заикания» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Проблема заикания считается одной из самых древних в истории развития учения о расстройствах речи. Различное понимание его сущности обусловлено уровнем развития науки и позиций, с которых авторы подходили и подходят к изучению этого речевого расстройства. В древние времена в заикании преимущественно усматривали болезнь, которая связана с накоплением влажности в головном мозге (Гиппократ) или неправильным соотнесением частей артикуляционного аппарата (Аристотель). На рубеже XIX–XX веков заикание объясняли как следствие несовершенства периферического аппарата речи. К началу ХХ века все многообразие понимания механизмов заикания сводится к трем теоретическим направлениям:
– заикание как спастический невроз координации, который происходит от раздражительной слабости речевых центров. Это было сформулировано в трудах И. А. Куссмауля, Г. Гутцмана, И. А. Сикорского.
– заикание как ассоциативное нарушение психологического характера. Это направление было выдвинуто Т. Гепфнером и Э. Фрешельсом. Сторонниками были А. Либманн, Ю. А. Флоренская и Г. Д. Неткачев.
– заикание как подсознательное проявление, которое развивается на почве психических травм, различных конфликтов с окружающей средой. Сторонниками этой теории были А. Адлер, Шнейдер.
Таким образом, в конце XIX – начале XX веков все определеннее становится мнение, что заикание представляет собой сложное психофизическое расстройство.
Большинство современных исследователей сходятся во мнении, что заикание – внешнее проявление эмоциональных, невротических и речевых нарушений. Вероятность возникновения заикания возникает в возрасте от 2 до 5 лет. Это период становления фразовой речи, во время которого у большинства детей отмечаются физиологические запинки. Если ребенок учится лучше выражать свои мысли, запинки проявляются реже. Заиканием страдает примерно 3% детей. Его распространенность зависит от темпа речи. Причинами возникновения заикания могут быть :
– невропатические особенности и психические травмы – испуг, раздражительность, резкое обращение, повышенная утомляемость, эмоциональная лабильность, перегрузка впечатлениями и др. ;
– нервные заболевания или психические расстройства в семье;
– стремление быстрее высказывать свою мысль;
– конституционные особенности ребенка: болезненная ранимость, слабость высшей нервной деятельности, подверженность психическим травмам;
– поражение ЦНС: энцефалопатия, внутриутробные и родовые травмы, инфекционное и травматическое поражение головного мозга, тяжелые заболевания, которые ослабляют нервную систему ребенка;
– возникновение на фоне общего недоразвития речи, когда отсутствует элементарный запас слов и грамматических средств для выражения мыслей;
– ускоренное развитие речи;
– отягощенная речевая наследственность: заикание родственников, аномалии в строении речевого аппарата (расщелина неба, губы; челюстно–лицевые аномалии, укороченная подъязычная уздечка и проч., а также неряшливая, быстрая и неразборчивая речь окружающих. Заикание у ребенка может появиться и по причине подражания. Речь взрослого человека с подобным недостатком может наложить существенный негативный отпечаток на развитие речи ребенка.
Таким образом, причины, вызывающие заикание у детей, могут быть физиологического, психологического и социального характера.
Однако эти причины вызывают заикание не у всех детей. Объясняется это существованием предрасположенности к недугу – патология появляется при наличии определенных особенностей нервной системы ребенка. Одним из таких предрасполагающих факторов является поражение нервной системы органического типа. Большую роль играет болезненное состояние и пониженная устойчивость нервной системы ребенка. Заикание в отличие от большинства других речевых нарушений бывает длительным и стойким.
По этиологическому признаку Г. А. Волкова выделяет:
– функциональное или невротическое заикание (логоневроз) – заикание, при котором у ребенка отсутствуют ярко выраженные нарушения со стороны невралгии. Исследования головного мозга не выявляют значимых отклонений в его функционировании. Речевое и моторное развитие – нормальное или раннее. При логоневрозе ребенок может совсем не заикаться в спокойной обстановке, но, если он начинает волноваться, заикание усиливается. Данный тип заикания встречается у легковозбудимых и нервных детей. Часто наблюдается проявление логофобии (боязни говорить, а также избегающего поведения.
Невротическому заиканию свойственна сезонность. Как и у всех хронических заболеваний, обострения, зачастую, случаются осенью и весной. Функциональное заикание возникает чаще всего у детей в возрасте от 2 до 5 лет. Этот период характеризуется активным формированием звукопроизношения и речи в целом, при еще недостаточно сформированной и достаточно хрупкой речевой функции.
– органическое или неврозоподобное заикание. Этот тип заикания может быть вызван органическими поражениями ЦНС (черепно–мозговые травмы, нейроинфекции и др.). ЭЭГ, в таких случаях, выявляет отклонения в функционировании головного мозга. У таких детей наблюдается нарушения моторики, что отражается и на артикуляции. Они поздно начинают говорить. Характер заикания у них не меняется, в зависимости от эмоционального состояния, смены ситуаций или сезонов. Органическое заикание часто сопровождается нервными тиками, навязчивыми движениями и выраженной судорожностью речи.
Органическое заикание проявляется, как правило, у детей на 3–4 году жизни. Оно усиливается постепенно. В отличие от логоневроза, характеризуется постоянностью симтоматики. Дети с неврозоподобным заиканием беспокойны, непоседливы и суетливы. Они отличаются моторной неловкостью и плохой координацией движений. У них наблюдается нарушение произношения многих букв. Сложности с фонематическим и музыкальным слухом.
Различают также клонический и тонический типы заикания. Клоническое заикание характеризуется многократным повторением начальных слогов или начальной буквы.
Если ребенку вовремя не была оказана необходимая помощь со временем этот тип может перейти в более сложный – тонический. Тоническое заикание характеризуется наличием длительных пауз и «нажима» на согласные или гласные звуки. Кроме этого бывают смешанные типы заикания (клоно–тонический и тоно–клонический).
При клоно–тоническом заикании ребенок то повторяет по несколько раз, то останавливается на каком–либо звуке и долго не может произнести слово. При тоно–клоническом типе наблюдаются остановки длительного характера и «нажим» на согласные звуки. М. И. Буянов и Б. З. Драпкин (1973) предложили разделить заикание на невротический, неврозоподобный и смешанный виды.
Клиническая и этиопатогенетическая обоснованность подобного разграничения была заложена в работах Л. И. Беляковой, Н. М. Асатиани, Н. А. Власовой, В. В. Ковалева, В. С. Кочергиной и других отечественных исследователей речевых нарушений.
Состояние речи заикающихся детей может меняться. В большинстве случаев заикание имеет способность к рецидиву, нередко периоды улучшения речевой функции могут сменяться ее ухудшением.