Умарова Вагидат
Консультация для родителей «Тревожный ребенок»
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА
ДЕТСКИЙ САД № 58 «БЕЛОЧКА»
«Тревожный ребенок»
Подготовила: Умарова В. К.
2021
Цель: познакомить родителей с понятием тревожности, и возможности её коррекции.
Задачи:
• Научить родителей приемам «Снять эмоциональное напряжение»
Публикация «Консультация для родителей „Тревожный ребенок“» размещена в разделах
• Учить детей понимать свои чувства и рассказывать о них
• Помогать детям в преодолении негативных переживаний и снятию страхов.
Предварительная работа (родители, педагоги) : консультация с педагогом-психологом который помог в составлении рекомендация для родителей тревожного ребенка
Предварительная работа с детьми: наблюдение за ребенком - выявление проблем
Что такое тревожность?
Тревожность – это индивидуальная психологическая особенность, заключающаяся в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и тогда, когда повода для беспокойства нет.
Тревога может проявляться у детей ситуативно (например, если предстоят или происходят какие-то важные перемены). Как правило, она связана с будущим, на которое дети или их родители смотрят сквозь призму негативных ожиданий. Ситуативная тревога естественна и свойственна многим людям. Но если ребенок тревожится часто, если это состояние становится устойчивым, то можно говорить о потенциальной возможности формирования у него тревожного характер.
Критерии определения тревожности у ребенка :
1. Постоянное беспокойство.
2. Трудность, иногда невозможность сконцентрироваться на чем-либо.
3. Мышечное напряжение (например, в области лица, шеи).
4. Раздражительность.
5. Нарушения сна.
6. Можно предположить, что ребенок тревожен, если хотя бы один из критериев, перечисленных выше, постоянно проявляется в его поведении
Возможные причины:
В семье принят непоследовательный тип воспитания; вам также свойственно тревожное поведение, вы не уверены в себе, живете в ожидании негативных событий и последствий; вы требуете от себя и от ребенка безупречности, идеальности, совершенства (завышенные требования); ребенок пережил психологически травмирующее событие и т. п.
Родителям важно знать, что:
Тревожных детей следует больше поддерживать, обращать внимание на их ресурсы и качества, позволяющие им справляться с теми задачами, которые ставит перед ними жизнь, повышать их самооценку.
Ребенок должен не только понимать, но и постоянно убеждаться на собственном опыте, что вы его любите и будете любить вне зависимости от его достижений.
Важно не предъявлять ребенку завышенных требований, не сравнивать его с окружающими.
Необходимо быть последовательным в воспитании ребенка. Уверенность и психологическая устойчивость его родителей, основательность устройства семейной системы помогут ему чувствовать себя спокойно, снизят его тревогу.
Тревожного ребенка нельзя заставлять принимать участие в групповых упражнениях, если он не хочет; к видам деятельности соревновательного характера. Давать ребенку возможность действовать в привычном для него темпе; не заставлять ребенка вступать в незнакомые виды деятельности. Хвалить ребенка даже за не очень значительные достижения. Желательно хвалить без оценочно, чтобы он не воспринимал какой он, а воспринимал, что маме или папе нравится, что у него что-то получается.
Рекомендации, которые позволяют уменьшить или предотвратить детскую тревожность :
1. Поручения, которые даете ребенку, должны соответствовать его возможностям. Предлагая выполнить слишком сложные, непосильные задания – заранее обрекаете ребенка на неуспех, а следовательно, на снижение самооценки, неудовлетворенность собой.
2. Повышение самооценки тревожного ребенка, для чего любая деятельность, предлагаемая ребенку, должна предваряться словами, выражающими уверенность в его успехе («У тебя это получиться», «Ты это умеешь хорошо делать»).
3. Недопустимо сравнивать ребенка с кем-либо, особенно если это сравнение не в его пользу. Сравнение должно быть только с собственными успехами и неудачами ребенка («Сегодня ты нарисовал гораздо аккуратнее, чем вчера», «Посмотри, сегодня ты постарался меньше, чем в прошлый раз. Но, я думаю, завтра ты сможешь сделать лучше»); это способствует повышению уверенности в себе.
4. Детская тревожность часто вызывается неизвестностью. Предлагая ребенку задания, необходимо составить план: что мы делаем сейчас, что потом и т. д.
5. Развитие самостоятельности и уверенности тревожного ребенка. Такие дети зависимы от мнения взрослых. Для преодоления неуверенности в себе и страха принятия самостоятельных решений необходимо давать таким детям нерегламентированные поручения, чаще предоставлять возможность для творчества. Но ребенок должен знать, что взрослый рядом и всегда придет на помощь. Детей следует учить находить выходы из создавшихся ситуаций. Этому способствуют разнообразные игры на развитие воображения, творческие игры по сочинению сказок, рисование на свободную тему, а также игры на развитие мышления
ПРОФИЛАКТИКА ТРЕВОЖНОСТИ
1. Общаясь с ребенком, не подрывайте авторитет других значимых для него людей (воспитателей, бабушки).
2. Будьте последовательны в своих действиях, не запрещайте ребенку без всяких причин то, что вы разрешали раньше.
3. Учитывайте возможности детей, не требуйте от них того, что они не в состоянии выполнить. Если ребенку с трудом дается какое-либо занятие, лишний раз помогите ему, поддержите его, а при достижении даже малейших успехов не забудьте похвалить.
4. Доверяйте ребенку, будьте с ним честными и принимайте его таким, какой он есть.
5. Чаще играйте со своим ребенком, общение и совместные игры с родителями укрепляют его веру в свои силы, возможности, развивают чувство гордости и достоинства.
Если вы и члены вашей семьи смотрите на жизнь позитивно и уверенно:
«Мы справимся со всем, что не пошлет нам жизнь», то это послание непременно будет воспринято вашим ребенком, и он также вырастет в ощущении, что он – хорош и мир вокруг интересный и разный.
Родители должны помнить, что без помощи психолога им не справиться с проблемой тревожных детей.