Наталия Фролова
Консультация для родителей «Творческое развитие детей младшего возраста с использованием нестандартной техники изображения»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема «Творческое развитие детей младшего возраста средствами рисования с использованием нестандартной техники изображения предметов».
Публикация «Консультация для родителей „Творческое развитие детей младшего возраста с использованием нестандартной техники изображения“» размещена в разделах
Важным средством эстетического воспитания детей является изобразительная деятельность – рисование. Она позволяет детям выразить в рисунках свое представление об окружающем мире, понимание его и отношение к нему. Поэтому овладение изобразительной деятельностью с использованием нестандартной техники изображения предметов в детском саду имеет для ребенка очень большое значение: дошкольник получает возможность самостоятельно создать рисунок. Эти занятия доставляют детям радость, создают положительный эмоциональный настрой, способствуют развитию творчества. В процессе художественной деятельности у детей развивается эстетическое восприятие, образные представления и воображение, эстетические чувства (форма, цвет, композиция). Однако происходит это не само по себе, а при условии систематического, целенаправленного и вместе с тем тонкого и чуткого руководства педагога, учитывающего специфику изобразительного творчества ребенка.
Предлагаемые занятия составлены на основе следующих положений:
1. Занятия по изобразительной деятельности являются средством воспитания детей. Они развивают эстетическое восприятие, эстетические чувства, воображение, творчество, формируют образные представления.
2. Занятия по рисованию с использованием нестандартной техники изображения предметов являются частью многогранной работы детского сада, поэтому изобразительная деятельность должна быть тесно связана со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы (знакомство с окружающим, игры, чтение книг, музыкальные занятия и др., в процессе которой дети получают разнообразные впечатления, знания. Для изображения важно выбирать наиболее яркие явления из жизни детей, чтобы предлагаемая тема была им знакома, вызывала у них интерес, положительный эмоциональный настрой, желание рисовать.
Одна из задач обучения изобразительной деятельности с использованием нестандартной техники изображения предметов состоит в том, чтобы развивать творческие возможности детей. Поэтому подобраны такие приемы руководства занятием, которые направлены на формирование активности, самостоятельности ребенка, овладение им обобщенными способами действия, позволяющими создавать изображения многих предметов. Этому помогает образное, эмоциональное объяснение воспитателя.
На занятиях почти не используется образец, созданный воспитателем, так как образец приучает детей к механическому копированию. Прямой показ способов изображения рекомендуется лишь в том случае, когда детям неизвестен тот или иной прием. Если же они что-то уже изображали данным способом, педагог обращается к детскому опыту. Например, если дети ранее рисовали фигуру тычками, то достаточно спросить: «Как это можно изобразить тычками?», а затем предложить кому-либо вспомнить и показать всем. Не обязательно создавать изображение от начала до конца : важно показать основное, предоставив детям самостоятельно решить детали.
Иногда рекомендуется давать не один способ изображения, а несколько, чтобы дети могли выбрать наиболее подходящий для решения темы, например детям предлагаются разные способы рисования травы, домов, листьев на деревьях и т. п.
При проведении занятий воспитатель вносит свои дополнения, исходя из особенностей своей группы. Все детские работы выставляются на стенде, они просматриваются детьми и анализируются на каждом занятии. Обсуждение надо проводить живо, эмоционально. Важно найти образные, яркие слова для характеристики изображенных детьми предметов и явлений, подчеркнуть их выразительность, а не ограничиваться простым перечислением. Например, не говорить, что у дерева нарисованы ветки, ствол, а сказать, о том, какое оно: развесистое, кряжистое или стройное; какие у него изогнутые ветви, разветвленная крона; подчеркнуть, какие разные деревья получились у детей, т. е. сосредоточивать внимание на выразительном решении.
Важно время от времени рассматривать детские работы вместе с родителями. Это поможет родителям больше узнать о жизни детей в детском саду, их интересах и постепенном овладении изобразительной деятельностью. А дети, видя внимание к их творчеству, будут работать старательнее.
Детские рисунки, выполненные с использованием нестандартной техники изображения предметов, надо шире использовать в жизни дошкольного учреждения, в оформлении праздников, игр детей, помещений детского сада, необходимо устраивать эпизодические выставки детского изобразительного творчества.
Важным условием успешного проведения занятий по рисованию с использованием нестандартной техники изображения является связь их со всеми сторонами воспитательной работы. Поэтому при отборе тематического содержания следует учитывать, что дети будут наблюдать в окружающей жизни, какие события им предстоит пережить, о чем им будут читать, рассказывать и т. д.
Изобразительная деятельность должна опираться на те знания и представления, которые получают дети на других занятиях, в процессе прогулок, на экскурсиях. Перед занятием следует уточнять имеющиеся у детей представления.
Чтобы работа с детьми носила творческий характер, воспитателю прежде всего нужно ознакомиться со всеми занятиями, предлагаемыми на год, соотнести их с особенностями своей группы, отметить те занятия, которые нуждаются в более тщательном продумывании и подготовке.
Лучше начать работу с детьми трех лет и вести ее последовательно до выпуска детей в школу.
Занятие: Рисование «Желтые листья летят»
Содержание: Продолжать знакомить детей с использованием нестандартной техники рисования на мокрой бумаге. Развивать цветовосприятие.
Методика проведения занятия: Вспомнить с детьми, как во время прогулки наблюдали летящие по ветру листья. Предложить нарисовать. Обратить внимание на краску, которая стоит у них на столе, спросить какого она цвета. Показать прием рисования. Сказать, чтобы взяли кисточки; проверить, как дети их держат, и в случае необходимости поправить. Все рисунки выставить на доску, полюбоваться ими. Предложить спеть (послушать) осеннюю песенку.
Материалы: Бумага для акварели формата А4, краски, вода, кисти
Консультация для родителей.
Тема «Творческое развитие детей младшего возраста средствами рисования с использованием нестандартной техники изображения предметов».
Важным средством эстетического воспитания детей является изобразительная деятельность – рисование. Она позволяет детям выразить в рисунках свое представление об окружающем мире, понимание его и отношение к нему. Поэтому овладение изобразительной деятельностью с использованием нестандартной техники изображения предметов в детском саду имеет для ребенка очень большое значение: дошкольник получает возможность самостоятельно создать рисунок. Эти занятия доставляют детям радость, создают положительный эмоциональный настрой, способствуют развитию творчества. В процессе художественной деятельности у детей развивается эстетическое восприятие, образные представления и воображение, эстетические чувства (форма, цвет, композиция). Однако происходит это не само по себе, а при условии систематического, целенаправленного и вместе с тем тонкого и чуткого руководства педагога, учитывающего специфику изобразительного творчества ребенка.
Предлагаемые занятия составлены на основе следующих положений:
1. Занятия по изобразительной деятельности являются средством воспитания детей. Они развивают эстетическое восприятие, эстетические чувства, воображение, творчество, формируют образные представления.
2. Занятия по рисованию с использованием нестандартной техники изображения предметов являются частью многогранной работы детского сада, поэтому изобразительная деятельность должна быть тесно связана со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы (знакомство с окружающим, игры, чтение книг, музыкальные занятия и др., в процессе которой дети получают разнообразные впечатления, знания. Для изображения важно выбирать наиболее яркие явления из жизни детей, чтобы предлагаемая тема была им знакома, вызывала у них интерес, положительный эмоциональный настрой, желание рисовать.
Одна из задач обучения изобразительной деятельности с использованием нестандартной техники изображения предметов состоит в том, чтобы развивать творческие возможности детей. Поэтому подобраны такие приемы руководства занятием, которые направлены на формирование активности, самостоятельности ребенка, овладение им обобщенными способами действия, позволяющими создавать изображения многих предметов. Этому помогает образное, эмоциональное объяснение воспитателя.
На занятиях почти не используется образец, созданный воспитателем, так как образец приучает детей к механическому копированию. Прямой показ способов изображения рекомендуется лишь в том случае, когда детям неизвестен тот или иной прием. Если же они что-то уже изображали данным способом, педагог обращается к детскому опыту. Например, если дети ранее рисовали фигуру тычками, то достаточно спросить: «Как это можно изобразить тычками?», а затем предложить кому-либо вспомнить и показать всем. Не обязательно создавать изображение от начала до конца : важно показать основное, предоставив детям самостоятельно решить детали.
Иногда рекомендуется давать не один способ изображения, а несколько, чтобы дети могли выбрать наиболее подходящий для решения темы, например детям предлагаются разные способы рисования травы, домов, листьев на деревьях и т. п.
При проведении занятий воспитатель вносит свои дополнения, исходя из особенностей своей группы. Все детские работы выставляются на стенде, они просматриваются детьми и анализируются на каждом занятии. Обсуждение надо проводить живо, эмоционально. Важно найти образные, яркие слова для характеристики изображенных детьми предметов и явлений, подчеркнуть их выразительность, а не ограничиваться простым перечислением. Например, не говорить, что у дерева нарисованы ветки, ствол, а сказать, о том, какое оно: развесистое, кряжистое или стройное; какие у него изогнутые ветви, разветвленная крона; подчеркнуть, какие разные деревья получились у детей, т. е. сосредоточивать внимание на выразительном решении.
Важно время от времени рассматривать детские работы вместе с родителями. Это поможет родителям больше узнать о жизни детей в детском саду, их интересах и постепенном овладении изобразительной деятельностью. А дети, видя внимание к их творчеству, будут работать старательнее.
Детские рисунки, выполненные с использованием нестандартной техники изображения предметов, надо шире использовать в жизни дошкольного учреждения, в оформлении праздников, игр детей, помещений детского сада, необходимо устраивать эпизодические выставки детского изобразительного творчества.
Важным условием успешного проведения занятий по рисованию с использованием нестандартной техники изображения является связь их со всеми сторонами воспитательной работы. Поэтому при отборе тематического содержания следует учитывать, что дети будут наблюдать в окружающей жизни, какие события им предстоит пережить, о чем им будут читать, рассказывать и т. д.
Изобразительная деятельность должна опираться на те знания и представления, которые получают дети на других занятиях, в процессе прогулок, на экскурсиях. Перед занятием следует уточнять имеющиеся у детей представления.
Чтобы работа с детьми носила творческий характер, воспитателю прежде всего нужно ознакомиться со всеми занятиями, предлагаемыми на год, соотнести их с особенностями своей группы, отметить те занятия, которые нуждаются в более тщательном продумывании и подготовке.
Лучше начать работу с детьми трех лет и вести ее последовательно до выпуска детей в школу.
Занятие: Рисование «Желтые листья летят»
Содержание: Продолжать знакомить детей с использованием нестандартной техники рисования на мокрой бумаге. Развивать цветовосприятие.
Методика проведения занятия: Вспомнить с детьми, как во время прогулки наблюдали летящие по ветру листья. Предложить нарисовать. Обратить внимание на краску, которая стоит у них на столе, спросить какого она цвета. Показать прием рисования. Сказать, чтобы взяли кисточки; проверить, как дети их держат, и в случае необходимости поправить. Все рисунки выставить на доску, полюбоваться ими. Предложить спеть (послушать) осеннюю песенку.
Материалы: Бумага для акварели формата А4, краски, вода, кисти