Любовь Медведева
Консультация для родителей «Помогите вашему ребёнку правильно говорить»
▼ Скачать + Заказать документы
Помогите вашему ребёнку правильно говорить
Составила: Медведева Л. А.,
учитель-логопед МБДОУ «ДСКВ № 70»[/h3]
Если у вашего ребёнка проблема с речью, у него плохое звукопроизношение, и он посещает занятия с логопедом, всё равно работа самого лучшего логопеда не даст хороших результатов, если Вы не будете ежедневно заниматься с ребёнком. Однако необходимо не только научить ребёнка правильному звукопроизношению, но и узнавать и понимать те слова, которые он слышит, а также правильно употреблять их.
Публикация «Консультация для родителей „Помогите вашему ребёнку правильно говорить“» размещена в разделах
Формирование речи происходит прежде всего в постоянном общении со взрослыми. Возвратившись из детского сада ил с прогулки, обязательно вспомните, что вы видели, спросите у ребёнка, что он делал в садике, с кем играл, какие были занятия. Если ребёнку трудно рассказывать, попробуйте задавать наводящие вопросы. Все дети любят рассматривать картинки в книгах, делайте это вместе с ними и обязательно просите их рассказать, что там изображено. Необходимо ребёнка научить пересказывать прочитанное. Начните с самых маленьких сказок, в которых много повторов. Читайте их до тех пор, пока ребёнок не научиться их хорошо пересказывать. Но помните, что читать детям надо выразительно, стараясь голосом и интонациями выделять разговорную речь, чтобы угрожающие слова лисы или волка «Я тебя съем» звучали, действительно, выразительно.
Считалки, потешки и загадки легко запоминаются и развивают память, что способствуют расширению активного и пассивного словаря. Чистоговорки помогают вырабатывать правильное звукопроизношение. Кроме того, необходимо научить ребёнка слышать и дифференцировать звуки. Поиграйте с ребёнком в следующую игру. Пусть он отвернётся, а вы подвигайте стулом, потопайте, постучите ложками или произведите любые другие звуки, а ребёнок должен отгадать, что вы делаете. Можно поиграть в «Ловитки» у одного игрока глаза завязаны, а другой бегает с колокольчиком по комнате. Можно завести будильник, спрятать его и предложить ребёнку определить, откуда раздаётся звук. Придумывайте любые игры, лишь бы они способствовали развитию звукового восприятия.
М. М. Кольцова установила, что развитие речи тесно связано с развитием моторики, особенно мелкой моторики пальцев рук. Поэтому надо постараться увлечь ребёнка пирамидкой, кубиками, мозаикой. Детям легче сначала играть с крупными игрушками, но постепенно размер кубиков, конструктора должен уменьшаться, чтобы ребёнок мог построить домик даже из палочек размером со спичку. Мальчику можно предложить навинтить гайки на болт, а девочки будут с удовольствием нанизывать бусинки на нитку.
Старайтесь не просто малышу дать задание построить дом, собрать картинку в мозаике, но при необходимости помогите ему, не забыв показать, как надо брать предмет.
Начиная заниматься с ребёнком, родители должны помнить, что только интересные занятия, поданные в виде игры, будут эффективны. Нельзя просто приказать малышу: «Иди сюда, мы будем правильно учиться говорить». Скорее всего, в такой ситуации ребёнок просто испугается, замкнётся в себе, и занятия будут бесполезными. Игра должна быть живой и интересной, поэтому постарайтесь найти яркие цветные картинки, а иногда за хороший урок выдавать ребёнку приз. Очень важно научить малыша контролировать свою и чужую речь. Кроме того, логопедические занятия – отличная подготовка к школе, что впоследствии избавит Вас от множества лишних проблем.
Прежде чем начать учиться произносить звуки, надо выполнять несколько дыхательных упражнений, а потом переходить к артикуляционной гимнастике.
Занятие будет гораздо привлекательнее для ребёнка, если каждый звук преподнести как песенку, которую поёт наш «весёлый язычок». Расскажите малышу небольшую сказку о язычке. «Язычок живёт в ротике – это его домик, а зубы это заборчик. В домике язычок может играть и баловаться, но за заборчик ему выходить нельзя». Предложите ребёнку показать, какой крепкий у него «заборчик». Постарайтесь, чтобы он продержал их в таком положении 5-10 секунд. Можете поспорить с ним, кто дольше продержит «забор на замке». С этого упражнения хорошо начинать каждое занятие, вне зависимости от того, какой звук вам надо отработать.
Часто плохое звукопроизношение связано с вялостью мышц языка, губ, нижней челюсти. В этом случае помогают следующие упражнения. Используем вновь сказку о «весёлом язычке». Язычок-«балованный», всё время ищет лазейку, чтобы выбраться на улицу, поэтому при широко открытом рте кончик языка всё время упирается то в верхние, то в нижние зубы. Потом язык выходит из домика и его кончик старается достать то кончик носа, то подбородок. Язык при этом делают то широким, то узким. Чтобы губы стали более подвижными, можно предложить малышу имитировать плач младенца «уа».
Логопедическое занятие необходимо проводить перед зеркалом, чтобы он наглядно видел положение губ и языка. Чтобы ребёнок не устал, занятие должно быть коротким, не больше 15 минут.