Ирина Кобелева
Консультация для родителей «Как отвечать на детские вопросы»
▼ Скачать + Заказать документы
Когда малыш начинает говорить, его активный словарь пополняется с каждым днём всё новыми и новыми словами, появляются и вопросы. Сначала это простые вопросы : Кто это? Что это? Когда ребенок начинает отождествлять себя в этом мире как отдельную личность, он начинает говорить «Я». Не в третьем лице, как раньше, а в первом. Это в среднем происходит в возрасте 3-х лет. Примерно после этого появляются и первые «почему?». Затем добавляются «зачем?», «как?», «для чего?» и пр. Это естественные этапы развития. Некоторые родители теряются, когда их ребенок начинает буквально извергать сотни «почему» день ото дня и даже приводят их к психологам, думая, что что-то с их малышом не так. На самом деле волноваться нужно тогда, когда ребенок НЕ задает вопросов. Если 4-х летний кроха все еще не засыпает вас вопросами — необходимо проконсультироваться с врачом.
Публикация «Консультация для родителей „Как отвечать на детские вопросы“» размещена в разделах
Ни в коем случае не смейтесь над вопросами ребенка, какими бы они глупыми вам не казались. Своим смехом вы можете глубоко обидеть своего малыша, потерять его доверие. Нельзя отмахиваться от вопросов ребенка. Не получив ответа от вас, не удовлетворив свою жажду познания, он будет искать все это в другом месте. И обязательно найдет, вот только какого качества? А если ответы на его вопросы он будет получать у других людей, то кому в дальнейшем ваш ребенок будет доверять? Кто будет для него авторитетом? Тот, кто сказал: «не знаю», «отстань», «подрастешь, узнаешь»? Или тот, кто выслушал и дал ответ? А возможен и такой вариант. Если малыш регулярно получает ответы типа «от верблюда», «по кочану» и т. п., то рано или поздно он перестанет искать ответы на свои вопросы. Да и не будет их у него. Зачем искать истину, если ответ очевиден. Какой смысл? Потом, в школе этот ребенок будет просто просиживать штаны, без интереса слушая ответы на вопросы, задаваемые другими детьми. Не стоит обижать "почемучку" своим недоверием. Лучше пофантазируйте вместе, и вы получите бесконечное удовольствие, вернувшись в мир детства, где мысль свободна и может принимать любые формы и создавать любые волшебные миры. Обязательно оцените старания "почемучки" найти и объяснить свое понимание мира. Ведь теперь из маленького скучного практика, манипулирующего предметами, он превратился в великого мыслящего ученого-теоретика! Он ждет от вас науки! Дискуссий! Сенсаций! Для него очень важно родительское участие в этом захватывающем процессе. Но если вы не сможете составить ему компанию, малыш особо не растеряется: он отправится исследовать мир самостоятельно. В поисках правды исследователь разберет будильник, радиоаппаратуру или пылесос до последнего винтика, замкнет электросеть, побывает всюду - от чердака и подвала до дальнего леса. Чтобы понять и помочь "почемучке", маме и папе необходимо вновь стать ребенком. При этом ни в коем случае нельзя ущемлять его интересы. Малыш должен считать, что это он сам стал таким большим и умным. А вам надо увидеть мир его глазами. Включитесь в эту игру. Ведь без поддержки кроха не сможет быть уверен в правильности своих выводов. Стимулируйте ребенка, поощряйте познавательную активность, и не забывайте хвалить, показывать свое уважение. Сейчас как никогда важно, чтобы сказанное им воспринималось серьезно. Так малыш почувствует свою значимость.
Чем чревата родительская лень или усталость от бесконечных вопросов "почемучки"? Не помогая ребенку в этом возрасте, мы можем стать виновниками множества упущенных им возможностей. Не поддержанный вовремя интерес может сникнуть, "почемучка" перегорит, и его любознательность сведется к нулю. «Любознательность — крючья, выставляемые в мир. Чем больше крючьев, тем больше и улов, тем богаче человек. С любознательным ребенком интереснее, его все любят. Поэтому, пересиливая себя, будем хвалить ребенка за всякий интерес, за всякий вопрос, за всякую попытку исследовать мир, даже если это исследование дорого нам обходится». Поэтому обязательно хвалите ребенка за каждое открытие, за выводы, за само проявление интереса, восторгайтесь им, будите чувство гордости. Удивляйтесь его уму и наблюдательности. Если ваш исследователь ходит в сад, первый вопрос, который вы должны задавать ему вечером при встрече не «Что ты сегодня кушал?», а «Что интересного ты узнал сегодня? Что видел?» Новые открытия — вот самое главное лакомство для вашего ребенка.» (С. Л. Соловейчик, «Педагогика для всех») Повнимательнее относитесь к своему ребенку, больше с ним общайтесь, обращайте внимание на то, как ваш почемучка реагирует на те или иные ответы, что ему больше приходится по душе. И тогда вы лучше будете понимать, что же именно хочет услышать маленький непоседа в ответ на свой «почемучий» вопрос. Но отвечать нужно не на все вопросы! Научитесь выделять вопросы, на которые ребенок сам может найти ответ. Тем самым вы поможете малышу понять, что знать все — невозможно, но можно подумать и многое понять самостоятельно. «Почему у розы шипы? — спросит вас дочурка. На этот вопрос вы легко можете ответить, но не спешите, поинтересуйтесь у нее, что она сама думает по этому поводу. Пусть немного поразмышляет. Скорее всего, у нее получится найти множество ответов, в том числе, правильный. Помогите ей, если малышке будет сложно, подтолкните к правильным размышлениям. Непременно хвалите! Таким образом, ребенок поймет, что путем рассуждений можно во многом разобраться самому, осознает свои возможности. Кроме того, на детские вопросы нужно отвечать терпеливо. Даже, если кроха задает один и тот же вопрос. Если он это делает, значит ему это нужно. Не бывает неприличных или глупых детских вопросов, существует лишь неприличная или глупая реакция на них со стороны взрослых.
Самые неправильные ответы на детские вопросы :
- Как тебе не стыдно такое спрашивать? Таким ответом, вы отталкиваете ребенка и заставляете его искать ответы у других людей. Кроме того, он не должен чувствовать себя виноватым в том, что задал тот или иной вопрос. Ведь он сделал это не нарочно, не для того, чтобы досадить вам, вогнать в краску.
- Подрастешь, узнаешь! А он не будет ждать, когда же он вырастет. Его вопросы всегда носят актуальный характер. Информация ему нужна немедленно, и он все узнает очень быстро, только уже не от вас, а от более продвинутых товарищей. А что они ему там наговорят, в каких выражениях, вам и в дурном сне не приснится.
- Спроси у папы (мамы, бабушки, дедушки) Говоря так, вы попросту отмахиваетесь от ребенка. Демонстрируете свое равнодушие и беспомощность. Ваш великий авторитет рассыпается на мелкие кусочки. Нет уж! Коли вопрос обращен именно к вам, ответить на него должны вы и только вы! В ваших же интересах. Учите детей задавать вопросы! Существует множество взрослых, которые стесняются переспросить, если им что-то непонятно или задать дополнительный вопрос собеседнику. Тем самым они усложняют себе жизнь, совершая множество ошибок. Такие люди получаются из детей, у которых в свое время отбили желание задавать вопросы или не научили этого делать. Очень важно объяснить и убедить ребенка в том, что не знать - не стыдно, стыдно не спросить, не искать ответа.
Для того, чтобы кроха не боялся спрашивать, играйте с ним в игры. Например: - Сначала вопросы задаете вы (почему идет дождь, для чего нужен рот, а затем меняйтесь местами. - Поиграйте в «цепочку вопросов». К примеру: «Зачем тебе грузовик?» «Чтобы катать его», «Зачем его катать?» «Потому что я люблю играть в машинки», «Почему ты любишь играть в машинки?» и т. п. - Предложите ребенку игру в «Интервью». Пусть он попытается задать несколько вопросов о вашей работе, о том, как вы праздновали Новый Год и т. п. хвалите малыша, отмечайте особо удачные вопросы. - «Кто летает?» Выбирается ведущий. Он спрашивает: «Ворона летает?», «Самолет летает?», «Дом летает?» Вопросы надо задавать очень быстро, и реакция должна быть мгновенной -да/нет или хлопаем/не хлопаем. - «Продолжи фразу» Для этой игры хорошо использовать какой-нибудь небольшой предмет (например, небольшой мячик, варежку, ключи и т. п., чтобы передавать друг другу в зависимости от того, чья сейчас очередь. Вы начинаете предложение, а ребенок его заканчивает. Например, «Зимой идет снег, а летом….», и кидаете ему мяч (передаете варежку и т. п.). Ребенок отвечает и возвращает мячик. «Яблоки растут на дереве, а морковка…» - «Что каким бывает» Взрослый спрашивает, что бывает высоким, а ребенок отвечает, например, дерево, столб, человек. Здесь же можно провести сравнение: что выше - дерево или человек?
Дети учатся сравнивать, обобщать и начинают понимать значение абстрактного, отвлеченного слова «высота». На вопрос о том, что бывает широким, ребенок отвечает : река, дорога, улица, лента. Затем можно предложить сравнить: «А что шире — ручеек или река?» Такую игру следует проводить с самыми различными словами: играя, малыши будут учиться классифицировать предметы по цвету, по форме («Что бывает красным, зеленым, круглым?»).- «Вопрошайка» В качестве материала можно использовать любую сюжетную картинку. Малышу предлагается задавать вопросы маме и папе обо всем, что ему интересно. Если взрослые не смогут ответить, то ребенок выиграл. «Перевоплощения» Ребенку предлагается превратиться в какую-нибудь вещь и от лица этого предмета рассказать, как ей живется, что ее окружает, о заботах, о прошлом и будущем. Умение задавать вопросы — это искусство, которому мы учимся всю жизнь. Вы сослужите малышу хорошую службу, если научите его правильно ставить вопросы и не бояться этого делать.