Билера Инна Александровна
Консультация «Ссоры и драки в детском саду» для родителей старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Поведенческие проявления.
Дети в возрасте 5-6 лет проявляют яркий интерес к окружающему миру и другим детям. Они готовы сотрудничать со сверстниками, следовать правилам и сохранять порядок. В этом возрасте начинают проявляться признаки самоконтроля и способности управлять своими мыслями и действиями. Дети успешно себя ведут в детском саду, понимают разницу между хорошим и плохим, правдой и ложью. Однако они чувствительны к лжи взрослых, строго следят за соблюдением правил как со стороны взрослых, так и со стороны других детей, иногда критично относятся к сверстникам. В это время дети могут чаще замечать негативные черты у других детей, нежели в самих себе.
На данном этапе развития детей часто наблюдается недостаточное умение поставить себя на место другого человека и уважить его желания. Это проявляется в высокой степени эгоистичности, когда ребенок склонен думать только о себе и своих потребностях. Важно начать формировать навыки конструктивного общения, такие как деление, уступки и договоренности. Ребенок уже понимает понятия времени (вчера, сегодня, завтра, однако его понимание еще не полноценное и может проявляться в фразах типа "всегда меня обижают" или "все время забирают у меня игрушки". Важно помнить, что такое поведение является нормальным для данного возраста. Но если взрослые реагируют неадекватно, это может привести к закреплению негативных черт в характере ребенка, увеличению конфликтов и агрессивности, и мешать развитию навыков взаимодействия, сотрудничества и общения.
Причины ссор и драк
1. Неадекватная реакция взрослых (поддержка, зацикливание (тебя сегодня обижали, провокация (пусть только еще раз, скажешь мне, воспитателю, сдачи., разрешение, игнорирование или излишнее внимание к дракам) – необходимо учить и поддерживать социально-приемлемое общение!
2. Лидерство. У настоящего лидера хорошо развит навык общения, он умеет не только становиться центром внимания, но и ладить с людьми, организовывать деятельность, игры и поэтому добивается своего. Жажда лидерства в сочетании с неспособностью быть лидером – очень распространенная проблема. Такой ребенок тоже часто оказывается в центре внимания, но внимание это негативное, он конфликтен, обидчив, не идет на компромисс (я его побил, т. к. он со мной не хотел играть). Нельзя воспитывать ребенка для себя самого, пытаться взращивать лидера там, где нет в этом необходимости (невротизация детей)
3. Дай сдачу! Если учить ребенка давать сдачу, то мы взрослые
1) одобряем, даем разрешение ребенку на проявление физической агрессии,
2) учим физической агрессии (дай ему так, чтоб не лез; дай сильнее; бей сразу в нос; конкретное обучение и отработка ударов,
3) сдача может быть неадекватна ситуации: он мне показал язык, я его за это пнул в живот!
4. Негативные установки. Отзывы о д/саде, напутствия по утрам (давай сдачу, иди не бойся тебя никто не смеет обижать! Мы ж его в сад, как на бой отправляем, живым-невредимым бы его забрать).
5. Разборки взрослых с чужими детьми–угрозы со стороны родителей, рекомендации не играть с каким-то ребенком. Если такое отношение к саду – вопрос: стоит ли его посещать?
ИТОГ: распущенная, неуправляемая, агрессивная группа, как следствие повышение тревожности большинства детей, нарастание агрессивного поведения, все силы уходят на переживание негативных эмоций - снижение внимания, снижения интереса, любознательности, готовности к обучению в школе.
ВСЁ это делает острым вопрос с детскими ссорами, конфликтами, драками, дисциплиной в целом. ЧТОБЫ СИТУАЦИЯ НЕ ВЫШЛА ИЗ-ПОД КОНТРОЛЯ, МЫ организовываем и корректируем свою внутреннюю работу, НО нуждаемся в помощи, поддержке, сотрудничестве с ВАМИ, родители.
Что делать:
Выработать единство требований, правил воспитателей и родителей! (Наше правило: обижать наших детей нельзя! Кто дерется играет один)
Проявлять терпение, выдержку, всегда давать оценку ПЛОХОМУ поведению, плохому поступку своего ребенка (а не его личности).
Не давайте негативных оценок другим детям, обсуждайте со своим ребенком каждый волнующий его случай ПЛОХОГО поведения, при этом стремитесь помочь ему сформулировать собственное отношение к поступку, сохранив хорошее отношение к ПРОВИНИВШЕМУСЯ!
Обычно детские ссоры ярко привлекают внимание взрослых, поэтому дети часто неосознанно используют их для манипуляции (Не хочу идти в сад, меня там все обижают; Меня Петя все время бьет.)
Сдачу дают только в магазине! (Про то, как дать сдачи дети знают сами прекрасно)
Обсуждать, проигрывать, поддерживать, одобрять все социально приемлемые способы решения споров, конфликтов. Хвалить дружную игру и сотрудничество.