Юлия Смирнова
Консультация для родителей детей средней группы «Так ли важно научить читать ребёнка 4–5 лет»
▼ Скачать + Заказать документы
Многие родители мечтают обучить своего малыша чтению как можно раньше. Так приятно в разговоре со знакомыми и даже малознакомыми людьми похвастаться, что ребёнок бегло читает в свои три (два, четыре) года (и при этом неважно, что малыш не в состоянии самостоятельно одеться, держит до сих пор карандаш и ложку в кулаке и так далее – главное, что читает). То есть не понятно, кому раннее чтение ребёнка нужно больше – амбициозным родителям или всё-таки самому малышу. Попробуем в этом разобраться, призвав на помощь педагогов, детских психологов и педиатров.
Темочки:
Во-первых, социальное развитие детей, начавших читать слишком рано, не обходится без проблем: таким малышам сложно входить в детский коллектив – это происходит вовсе не из-за высокого интеллекта, а потому, что в то время, когда должны были формироваться навыки общения, мозг ребёнка был занят изучением букв.
Во-вторых, дети, начавшие читать рано, не понимают смысла прочитанного и не в состоянии пересказать текст. Они лишь складывают буквы в слова.
В-третьих, заставляя ребёнка этого возраста читать против его воли, можно в дальнейшем надолго отбить у него желание брать книгу в руки, если только ребёнок сам не просит научить его читать, познакомить с буквами.
Психологами выделено несколько признаков, по которым можно судить о готовности ребёнка к восприятию обучения чтению:
1. Хорошая разговорная речь, построенная с использованием целых предложений, а не отдельных слов. Если ребёнок плохо разговаривает, учить его читать, например, по кубикам Зайцева, опасно: вместо того, чтобы говорить словами, он может начать общаться с помощью кубиков.
2. Достаточное развитие фонематического слуха. Ребенок должен четко слышать и разделять звуки.
3. Отсутствие серьёзных проблем с произношением.
4. Сформированная ориентация в пространстве: ребёнок должен различать право и лево, верх и низ. В противном случае он не поймёт, что читать надо слева направо и даже может начинать чтение с любой понравившейся буквы.
Порой родители начинают учить ребёнка чтению самостоятельно, решив, что тут ничего сложного – заставляй заучивать буквы – и готово. Но не всё так просто! Дело в том, что наша речь состоит не из букв, а из звуков. Буква – это обозначение звука на письме. То есть для успешного обучения чтению ребёнок должен быть в мире звуков как рыбка в воде. Вот как раз этим мы и занимаемся в детском саду на занятиях по звуковой культуре речи. Сначала мы учим детей произносить изолированно отдельные звуки – гласные, потому что их проще произнести, а затем согласные. Далее мы учимся чётко произносить слова и слоги с определенным звуком. Следующий этап – находим звук в словах и подбираем слова с заданным звуком. В старших группах знакомимся с разделением звуков на гласные и согласные, звонкие и глухие, твёрдые и мягкие, учимся составлять схему слова и различные предложения из слов. Вот на этот богатый фундамент очень легко и логично ложится понимание того, что каждый звук на письме обозначается буквой. И ребёнок легко начинает читать, потому что именно в этом возрасте он уже испытывает потребность овладеть новым умением, его словарного запаса хватает, чтобы понять и заинтересоваться прочитанным.
Каждый ребёнок уникален. У каждого ребёнка свой путь развития. И не нужно сравнивать своего ребёнка с другими детьми, сравнивайте его только с ним самим – чему он научился за год? Какими новыми умениями и навыками овладел? Как говорил Ибука Масару, создатель новаторских концепций по воспитанию и обучению детей раннего возраста - «надо идти за ребёнком, надо наблюдать за ребёнком, делать то, что нравится ребёнку». Это как раз не о потакании детским прихотям и капризам, а об умении родителей поддерживать в ребёнке интерес именно к тому, что интересно и свойственно ребёнку именно на этом возрастном этапе. И если ребёнок заинтересовался рисованием, не называйте это «каля-маля», а всячески поддерживайте его интерес – в первую очередь новыми впечатлениями, которые помогут развить его творческую фантазию – из иллюстрированных книг, наблюдений, и даже может – из ваших рисунков, которые вы нарисовали для него, так, как смогли. Каждый ребёнок рождается со своим уникальным набором способностей, и наша с вами задача раскрыть эти способности, а не реализовывать в своём малыше свои личные несбывшиеся мечты стать спортсменом или балериной! И вот как раз для этого как нельзя лучше подходит возраст 4-6 лет. Займитесь творческим развитием ребёнка, это принесёт ему гораздо больше пользы, чем раннее чтение или иностранный язык. Дайте ребёнку попробовать себя в разных сферах – спорте, музыке, театре, рисовании. Посещайте концерты, спектакли, художественные выставки, спортивные мероприятия и наблюдайте за малышом – что вызывает в нём отклик и живой интерес? О каком мероприятии он говорит не умолкая?
Давайте будем мудрыми и думающими родителями, и тогда у нас будут самые счастливые и талантливые дети!