Получи документы

Консультация для родителей «Специальные условия детей с нарушением зрения»

Климова Оксана
Консультация для родителей «Специальные условия детей с нарушением зрения»
▼ Скачать + Заказать документы

Одной из задач государственного образовательного стандарта является «обеспечение равных возможностей для всестороннего развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от психофизиологических особенностей (в том числе инвалидности)».

Дети с нарушениями зрения характеризуются тем, что у них:

- снижен уровень зрительного восприятия; нарушены его полнота, целостность, точность и объем;

Темочки:

- недостаточный предметно-практический опыт (при нечетком восприятии предметов и объектов они видятся расплывчатыми, размытыми, неточными, фрагментарными, чаще всего неинтересными для рассматривания и действий с ними);

- снижена скорость усвоения информации (дети этой категории характеризуются медлительностью, им требуется больше времени для рассматривания предметов, объектов, наглядного материала);

- нарушена координация движений;

- затруднена оценка пространственных признаков (дети с трудом различают расстояние и местонахождение одного предмета до другого, а также определяют направление движения: вперед-назад, влево-вправо и т. д.);

- имеют особенности эмоционально-волевой сферы, проявляющиеся либо в расторможенности, либо, наоборот, заторможенности действий, а также недостаточном считывании эмоционального состояния другого человека.

Для успешного воспитания и развития детей с различными видами нарушений главная задача детского сада - создание специальных условий. Если в группу общеразвивающего детского сада принимается ребенок с нарушением зрения, то в первую очередь необходимо:

- выяснить диагноз по зрению у ребенка (это можно увидеть в медицинской карте ребенка);

- уточнить, какие рекомендации необходимо соблюдать (эти рекомендации дает врач-офтальмолог в зависимости от диагноза, остроты зрения, наличия косоглазия);

- определить место посадки ребенка за столом (ближе, дальше, справа или слева от доски. Оно может быть обозначено условной фишкой, например, кружком);

- составить для ребенка сопроводительные алгоритмы. Их цель: формировать бережное отношение к очкам ( например: «Пойдем гулять», «Очки ложатся спать», «Чистые очки» и т. д.);

- определить место для хранения очков (футляр, карман и т. д.);

- изготовить специальный игровой и дидактический материал с учетом остроты зрения, от этого зависит размер и цвет (лечебные — красные, оранжевые, желтые, зеленые, их следует использовать чаще);

- дидактический материал не должен быть ламинированным, так как глянец дает блики и искажает восприятие наглядного материала.

Организация специальной развивающей предметно-пространственной среды, разнообразных фабричных материалов и пособий, обеспечивает игровую, познавательную и творческую активность детей.

Каковы общие требования к проведению фронтальной образовательной деятельности и индивидуальной работы с детьми с нарушением зрения?

Для ребенка с нарушением зрения необходимо подготовить:

- индивидуальный подкладочный фон (удобным считается зеленый цвет);

- подставку для книг и дидактического материала (необходима детям с патологией зрения и детям со сходящимся косоглазием);

- наглядный и раздаточный материал с четким контуром (можно дополнительно обвести его гелевой ручкой или фломастером);

- размер пособий в зависимости от остроты зрения, но не менее 2 см.

- Для ребенка с нарушением зрения важно пополнять каждый центр в группе игровым материалом.

Центр познавательной и исследовательской деятельности способствует расширению сенсорного опыта, повышению познавательного интереса. Здесь ребенок с патологией зрения может найти и использовать для экспериментирования: увеличительные стекла, магниты, лупы, весы, природный материал для изучения и составления коллекций. Для развития тактильной и осязательной чувствительности используются резонаторы, мешочки с «запахами», тактильные доски, струны и т. д. Действия и упражнения с ними развивают компенсаторные возможности детей, мелкую моторику, активизируют зрительные функции. Игры с песком, водой, природными материалами также способствуют развитию чувствительности.

В Центре музыкально-театральной деятельности размещены различные виды театров, экраны, маски, атрибуты для выступлений. В этом центре необходимо разместить пиктограммы, графические изображения эмоций, дидактические игры, аудио- и видеотеки. Все это способствует развитию коммуникативных навыков в общении, формированию взаимоотношений со взрослыми и сверстниками.

В Центре продуктивной и творческой деятельности детей с нарушением зрения целесообразно принести различные виды линеек, лекал, силуэтов и трафаретов, ластики. Эти материалы для рисования также служат средством коррекции в работе над линиями. Дидактические пособия и игры в этом уголке лучше сделать яркими, красочными, сочными насыщенными цветами.

Занятость ребенка с нарушением зрения в центрах необходимо контролировать, после 7-10 минут активной зрительной работы ребенку необходимо снять зрительное напряжение (перевести взгляд, отвлечься, либо провести зрительную гимнастику.

Игровой центр представлен в каждой группе, его наполнение зависит от возраста. Для расширения детского опыта мы рекомендуем организовывать игры типа «У окулиста», «Лечение глаз», «Оптика» для детей старшего дошкольного возраста.

Содержание конструкторского центра должно быть представлено различными видами конструкторов, строительными материалами. Занятия детей в этом центре развивают пространственное мышление, восприятие пространственной глубины, целостность восприятия. Наличие схем, чертежей и чертежей помогает решать проблемы в этой области.

Уголок уединения — это уютное место, которое дети хорошо используют для просмотра семейных альбомов, общения с товарищем. Это также место, где можно уединиться, отдохнуть, поделиться секретами с воспитателем или другом.

Природный центр направлен на восполнение сенсорного опыта, о котором мы говорили выше. Ребенок наблюдает за растениями, выполняет задания по уходу за ними, ухаживает за ними, учится делать выводы, выводы. Хорошо делать крупные, понятные алгоритмы ухода за растениями.

Центр книги всегда находится у окна, уютно, привлекательно, располагает к неспешному, сосредоточенному общению с книгой. Подбор книг по возрасту. Но необходимо помнить, что для детей с нарушениями зрения книги должны быть с крупными картинками, не глянцевыми. Для детей подготовительных групп рекомендуется подбирать книги с крупным шрифтом.

Физкультурные пособия в двигательном центре большие, ярко окрашенные, со специальными приспособлениями : например, мяч для метания и ловли хорошо «одетый» в сетчатый чехол с веревкой. Края и середина скамеек обозначены линиями контрастных цветов. Мишени, щиты для метания — ярко окрашенные, с четким контуром. На раздаче физкультурный инвентарь: палки, шнуры, обручи — дополнительные зрительные ориентиры для фиксации взгляда и слежения во время выполнения общеразвивающих упражнений. Для детей с нарушением зрения необходимо составить специальные «руководства» по выполнению основных видов движений, алгоритмов действий на уроке.

В физкультурном уголке, спортивном зале размещаются настенные тренажеры (панели) с линиями разной толщины и конфигурации для организации зрительной гимнастики и тренировки следящей функции глаз.

В группе, которую посещает ребенок с нарушением зрения, хорошо создать коррекционный центр и разместить в нем дидактические пирамидки, логические кубики, палочки Кюизенера, вкладыши Дьенеша, различные виды мозаики, шнуровки, конструкторы. Все это позволит целенаправленно развивать умение различать форму, цвет, величину и пространственное положение предметов и объектов, т. е. в целом развивать зрительное восприятие, мелкую моторику, активизировать зрительные функции.

Публикации по теме:

Фотоотчет о праздничном мероприятии к Всемирному Дню зрения в детском саду для детей с нарушением зренияФотоотчет о праздничном мероприятии к Всемирному Дню зрения в детском саду для детей с нарушением зрения Фотоотчет о праздничном мероприятии к Всемирному дню зрения в детском саду для детей с нарушением зрения. Ежегодно Всемирный день зрения.

Консультация для логопедов, воспитателей, родителей «Зрительные нагрузки детей 3–4 лет с нарушением зрения» Консультация для логопедов, воспитателей, родителей «Зрительные нагрузки детей 3 – 4 лет с нарушением зрения» Составила: Дьяконова Елена.

Консультация для педагогов «Тактильные книги для дошкольников с нарушением зрения»Консультация для педагогов «Тактильные книги для дошкольников с нарушением зрения» Консультация для педагогов «Тактильные книги для дошкольников с нарушением зрения». У детей с нарушением зрения есть свои особенности.

Консультация для родителей дошкольников с нарушением зрения «Игры и упражнения для закрепления знаний по теме «Цветы»Консультация для родителей дошкольников с нарушением зрения «Игры и упражнения для закрепления знаний по теме «Цветы» Консультация для родителей дошкольников с нарушением зрения. «Желтый одуванчик». Замечательное время года – лето! Пора отпусков у родителей,.

Консультация для родителей младшей специализированной группы детей с нарушением зрения «Косоглазие у детей» Косоглазие – это не безобидный косметический недостаток, а серьёзное заболевание, следствием которого может быть постепенное снижение остроты.

Консультация для родителей «Условия формирования здорового образа жизни»Консультация для родителей «Условия формирования здорового образа жизни» Консультация для родителей. "УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ".Приоритетной задачей дошкольного воспитания и образования является.

Консультация для воспитателей «Сенсорное воспитание как средство социальной адаптации детей с нарушением зрения» Изучение сенсорного развития детей с нарушением зрения имеет существенное значение для разрешения ряда конкретных проблем специальной коррекционной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Специальные условия детей с нарушением зрения»
Опубликовано: 20 августа 2024 в 21:19
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для родителей «Специальные условия детей с нарушением зрения»» (включая файлы) размещена пользователем Климова Оксана (УИ 3239175) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
26 декабря 2024 четверг
Вы уже украсили елку?
Учим детей дарить подарки
27 декабря 2024 пятница
Поздравляем всех спасателей России!

Помним про безопасный Новый год!
Украшаем окна снежинками



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД